Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Школьная история

Школьная история

Как развивалось среднее образование на Смоленщине

Сегодня система образования в России изменяется. Проводятся реформы высшего и среднего образования, все новые требования возникают к организации процесса обучения. В XIX веке государственные реформы также влияли на образование, способствовали расширению сети образовательных учреждений. Так, земская реформа 1864 года определяла появление в России органов местного самоуправления – земств. Среди прочих задач земств было и создание начальных школ в сельской местности. Смоленское земство стремилось сделать все, чтобы ввести всеобщее начальное образование. В этом вопросе местные власти взаимодействовали с церковью, также способствовавшей росту грамотности населения. Еще одной задачей земств была организация подготовки педагогических кадров. Например, в 1872 году в Вяземском уезде открылась Алфёровская учительская семинария. Ежегодно она выпускала до 20 педагогов. Земства постоянно организовывали педагогические курсы, повторительные и вечерние курсы, народные чтения. На средства земств были созданы 33 библиотеки-читальни для учащихся школ и взрослых.

В июне 1867 года в губернии было 403 народных училища, в них обучались 9 307 мальчиков и 647 девочек. 54 училища располагались в городах, 17 из них существовали за счет средств различных обществ, 37 – на средства частных лиц. 42 сельских училища финансировало Ведомство государственных имуществ, 173 – общества крестьян, 113 – духовенство, 11– приходские попечительства, десять – частные лица. Для Смоленской губернии этих учебных заведений было недостаточно. Было решено, что уездные земства займутся начальным образованием, в том числе и организацией школ в сельской местности. Губернское земство в свою очередь должно было сосредоточить внимание на поддержке среднего образования и организации подготовки учителей. Расходы на образование внесли в земские сметы. Так, например, в 1867 году в Юхновском уезде было выделено на образовательные нужды 2 000 рублей, в Вяземском, Духовщинском и Поречском уездах – от 100 до 300 рублей. Губернское земство выделило на образовательные нужды 12 017 руб-лей. В 1880 году эта сумма выросла и составила 40 000 рублей. В тот период функционировали и церковно-приходские школы, получавшие постоянные пособия из государственной казны. Помимо этого начали открывать правительственные начальные училища, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. В 1872 году в городах Белом, Сычёвке, Гжатске, Поречье, Смоленске и Дорогобуже уездные училища преобразовали в городские. В других городах Смоленской губернии тоже открылись городские училища, срок обучения в которых составлял шесть лет. К 1880 году в губернии было 12 городских училищ, в которых обучались 1 882 ученика, а в 29 сельских министерских училищах – 1 773 человека.
В пореформенный период особое внимание обратили на состояние женского образования. В мае 1860 года появилось Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. В 1861 году в Смоленске открыли женское Мариинское училище. Губернское земство озаботилось выделением пособий для женских училищ. Так, двухклассное училище ежегодно могло получить от 200 рублей, а одноклассное – от 150 рублей. Дополнительно выделяли 100 рублей на «первоначальное обзаведение». В 1880-е годы на Смоленщине уже существовали четыре женских училища – в Красном, Поречье, Вязьме и Ельне. Также в Смоленске существовали два женских заведения «со специальными целями»: детский приют и рукодельная школа. Губернское земство ежегодно выделяло им по 200 и 500 рублей соответственно.
Большую роль в развитии образования сыграло строительство в Вязьме мужской земской гимназии, которая позже стала называться Александровской. В 1880 году на ее содержание выделяли 22 944 рубля, большая часть суммы поступала из государственной казны. В тот период в гимназии учились 148 человек. Земство также содействовало в постройке нового здания для губернской мужской гимназии, еще в 1804 году основанной в Смоленске.
В 1877 году в губернском центре появилось первое реальное училище. Губернское земство выделило на его открытие 5 000 рублей, а затем каждый год давало по 2 000 рублей. В 1880-х годах там учились 256 учеников. Кроме того, на Смоленщине стали появляться прогимназии – неполные средние школы, срок обучения в которых составлял четыре года, тогда как в гимназиях учились сначала семь лет, а с 1871 года – восемь. Прогимназии открыли в Рославле и Белом. Несколькими годами позже появились и женские прогимназии – в Дорогобуже, Рославле, Сычёвке, Духовщине, Юхнове, Белом и Гжатске. Губернское и уездные земства выделяли деньги на содержание всех гимназий, кроме Рославльской.
Внимание земств было обращено и на профессиональное образование. В мае 1874 года открыли Смоленское ремесленное училище. Губернское земство выделило 1 000 рублей на его обустройство. В дальнейшем это учебное заведение получало ежегодно 2 000 рублей. Через шесть лет открылось ремесленное училище в селе Знаменском Юхновского уезда. Губернские власти осознавали острую необходимость подготовки педагогических кадров. Они отправили ходатайство в Министерство народного просвещения – об организации учительского института. Проект одобрили, но денег из государственной казны не обещали, поэтому местные власти посчитали более целесообразным открыть учительскую семинарии. Так в Вяземской уезде появилась Алфёровская учительская семинария. Первоначально она готовила педагогов в трехлетний срок, а с 1909 года срок обучения увеличился до четырех лет. Семинария готовила исключительно мужчин-учителей.
Земства занимались не только организацией работы учебных заведений, но и заботились о наиболее успешных или же особо нуждающихся учениках. Им назначались стипендии. Первым такую финансовую поддержку получил от губернского земства студент третьего курса Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Павел Почтарев. Вскоре были определены правила выдачи стипендий. Сумма стипендии составила 300 рублей. Первоначально правила определяли, что стипендиат должен шесть лет после окончания обучения отработать на земской службе. В дальнейшем это условие было отменено. В 1881 году 12 беднейших учеников Смоленского реального училища получали стипендии.
В январе 1893 года на губернском собрании разработали и приняли Правила выдачи пособий уездным земствам на нужды начального народного образования. Они закрепляли выделение пособий из губернской казны (300 рублей) – для постройки школ в уездах, также предполагалось выделять деньги на «другие нужды» школ. Сами же уездные земства должны были ассигновать на строительство школ сумму, не меньшую, чем выделила губерния. Крестьянское общество было обязано выделить не менее одной четверти десятины земли. Для выдачи пособий был организован школьный фонд. Аналогичные правила позже были разработаны для церковно-приходских школ. В 1893 году 41 школе было выделено из губернской казны 7 540 рублей.
К концу 1890-х годов многие губернские земства страны начали популяризировать идею всеобщего образования. На Смоленщине в этот период в школах обучались лишь 10 процентов детей школьного возраста. Было принято решение о проектировке школьной сети. Согласно проекту в начальной одноклассной школе должны были обучаться три года; радиус школьного района составлял три версты (одна верста – 1,067 километра); девочек принимали в школы с восьми лет, а мальчиков – с девяти; минимальное количество учеников школы – 40; один учитель мог обучать не более 60 человек, учитель с помощником – не более 90. Но для большинства земств проект имел лишь рекомендательный характер, а разработкой детальных планов должны были заниматься уездные земства. Лишь Смоленское и Юхновское земства поддержали этот губернский проект.
В начале XX века на Смоленщине существовали 440 земских школ, в которых обучались 32 873 человека. Сеть средних и неполных школ практически не изменилась, зато развивалось профессиональное образование – за счет частных пожертвований и государственных средств. Например, работали школы сельскохозяйственного профиля: Троицкая в Юхновском уезде, школа в Шанталове Рославльского уезда, Пречистенская школа маслоделия, сыроварения и скотоводства в Гжатском уезде. Земство поощряло низшие школы земледелия, ремесленные школы, которые обучали местным кустарным промыслам. Губернское земство также поддерживало школу для слепых, открытую в Смоленске в 1891 году; Тарховское женское начальное училище; Смоленское ремесленное училище. По инициативе земств проводили временные педагогические курсы, на них прошли подготовку 350 учителей.
В 1913–1914 годы правительство выделило дополнительные средства на финансирование народного образования: десять миллионов рублей. В эту пору земские школы преобладали среди начальных учебных заведений: в 951 земской школе учились 65 623 человека, тогда как, например, в 66 министерских сельских школах – 1 716 человек. Многие из школ, находившихся в ведении духовного ведомства, закрылись. В 1912 году на Смоленщине появился новый тип школ – высшие начальные училища, где могли обучаться дети, окончившие трех- или четырехклассные начальные школы.
К 1917 году все губернские прогимназии преобразовали в гимназии. Женские гимназии были в каждом уездном городе, в Рославле и Вязьме их было по две, в Смоленске –четыре. Новые реальные училища появились в Смоленске, Гжатске и Юхнове. В уездных городах, кроме Поречья и Красного, существовали мужские гимназии. Всего насчитывалось 37 мужских и женских гимназий и реальных училищ. Губерния по-прежнему испытывала нехватку педагогических кадров. В 1910 году открылась Соболево-Воробьевская женская учительская семинария (крупное пожертвование на ее организацию сделал земский деятель А. Попов), а в 1912 году начал работу Учительский институт. До революции эти заведения сумели сделать несколько выпусков. В 1911 году работали педагогические курсы «В память пятидесятилетия освобождения крестьян».
10 апреля 1918 года губернская земская управа перестала существовать, и всеми делами стал ведать комиссариат народного просвещения.

 

При подготовке материала использовалась статья Г. Мозгуновой «Вклад смоленского земства в развитие народного образования» из книги «Смоленское земство и народное образование. 1865–1918 годы», Смоленск, 2004 г.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу