Месяц длинных дней и «воробьиных» ночей
Наши предки называли июнь по-разному: светозаром, червенем, разноцветом, кресником – в соответствии с приметами, связанными с первым летним месяцем. Первая декада июня именовалась предлетьем, а период с 11 по 30 числа – началом лета. В этом месяце крестьяне отмечали дни памяти многих святых. Некоторые праздники июня имели особенное значение для наших предков и были связаны с обрядностью.
В первый июньский день – на Ивана Долгого – примечали, какая стоит погода. Если шел дождь, крестьяне ожидали обильный урожай ржи. В этот день было принято утром ходить на засеянные поля и произносить заговоры «на богатый урожай». На следующий день традиционно сеяли огурцы. Бытовала такая примета: если на елях были в изобилии шишки, то и огурцов должно было быть много. В Оленин день (3 июня) начинали сеять лен, продолжался сев гречи, ячменя, поздней пшеницы. Среди девушек существовало поверье: не стоило в этот день заплетать косы, чтобы волосы в дальнейшем были длинные и красивые. Кроме того, существовал и такой обычай: накануне дня, в который задумано сеять лен, деревенские старушки собирали с каждой избы по два куриных яйца. Затем их пекли в одной печи и клали в мешки с зерном. Перед посевом мужчины съедали эти яйца, а скорлупу приносили домой. Эту скорлупу позже толкли и добавляли в корм домашней птице. По погоде, стоявшей в этот день, судили о будущей осени: дождь сулил ненастную осень. На следующий день крестьяне не работали, бытовала поговорка: «На Василиску не паши и не сей, а то родятся одни васильки».
7 июня – в Иванов день – наблюдали, сильно ли цветет рябина. Обильное цветение этого дерева якобы сулило хороший урожай овса. В Федорин день (9 июня) хозяйки не мели избу, чтобы не накликать беду: « На Федору не выноси из избы сору». Считалось, что в этот день домовой забирается под веник, и хозяйка, совершая уборку, может вымести его из избы. На следующий день примечали погоду: если день был тихим, без ветра и дождя, крестьяне рассчитывали на хороший урожай. Считалось, что в день памяти Феодосьи Колосяницы (10 июня) начинали колоситься хлеба. Бытовала поговорка: «Пришла Федосья – во ржи колосья». В этот день молодежь принимала участие в обряде «величания ржи». Девушки водили хороводы и пели ритуальные песни, затем парни и девушки катались по злакам, приговаривая: «Расти, расти трава к лесу, а рожь – к овину». На Федосью было принято прикармливать скот печеным хлебом. Считалось, что от этого скот станет более плодовитым.
В Устинов день (14 июня) крестьяне не занимались установкой заборов: «На Устина не городи тына». Такие работы в этот день будто бы могли вызвать пожар в доме. 17 июня – в Митрофанов день – примечали, откуда ветер дует. Например, северо-западный ветер сулил ненастье, а восточный – массовые болезни. Чтобы их избежать, «молили ветер под Митрофана»: деревенские старушки вечером собирались за околицей и произносили заклинание ветру. 21 июня чтили память Федора Стратилата. С этого дня начиналась пора летних гроз: «Гремит по утру в этот день раскатистый гром – не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя». Женщины наблюдали за росами: обильные – сулили хороший урожай льна и конопли. Существовала традиция рыть колодцы в этот день. Крестьяне верили, что вода в них всегда будет чистой и поможет уберечься от сглаза. Кроме того, к этому дню приурочивали коллективный вывоз навоза на огороды.
На 22 июня приходится самый длинный день и самая короткая ночь в году. Крестьяне вспоминали святого Кирилла Александрийского. Бытовала поговорка: «На Кирилла – конец весне, начало лету». На следующий день – на Тимофея – наблюдали разнообразные «знамения». Наши предки примечали знаки, которые будто бы послались свыше. Так, например, если кому-то из деревни удавалось увидеть волчьи стаи в полях, это грозило падежом скота. Считалась счастливой та деревня, где в этот день не было ни одного «знамения». 25 июня именовался днем Петра Солнцеворота, Петра Капустника. Солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару. В этот день высаживали последнюю рассаду.
На июнь приходятся праздники, которые в православной традиции считаются переходящими. Так, например, Вознесенье Господне отмечают на 40-й день поле Пасхи, а Троицу – на 50-й.С праздником Вознесения были связаны такие приметы: «На Вознесенье хорошая погода – к урожаю», «Вознесенье с дождем – Илья с грозой». С Троицей и предшествующим ей четвергом (Семиком) был связан целый обрядовый комплекс, включающий украшение изб зеленью, завивание березок и венков, кумление и другие обычаи. Троица почиталась как праздник перехода от весны к лету. Суббота, предшествующая празднику Троицы, считалась родительской. Было принято посещать могилы предков, оставляя там венки и березовые ветки. А в Семик на Смоленщине поминали тех, кто умер неестественной смертью.
В Троицын день, связанный в народной традиции с почитанием растительности, наши предки украшали дом зеленью – в основном ветками березы. Полы устилали липовыми ветками. После окончания праздника часть веток оставляли в доме – до следующей Троицы. Наши предки верили, что они предохранят жилище от пожаров и гроз. Завивание березки и заплетание венков служили основой праздничного обряда. Изначально в этих действиях принимали участие только девушки. Оттого Троица считалась девичьим праздником. В разных населенных пунктах завивать венки ходили в разные дни. Так, например, в Починке венки завивали в Семик, а развивали на Троицу. А в некоторых деревнях этого районного центра венки завивали в Духов день (на следующий день после Троицы). Чаще всего для совершения обряда выбирался лес, расположенный неподалеку от ржаного поля. Каждая девица завивала венок на себя и близких. В некоторых деревнях Смоленской губернии девушки делали общий венок и вешали на него крестик. На этих же березах каждая из девушек заламывала ветку и заплетала собственный венок. При завивании березок девушки кумились (на некоторое время между ними как бы устанавливалось кровное родство): две подруги подходили к обрядовому венку, трижды целовались через него и обменивались бусами, платками. Процедура сопровождалась исполнением обрядовых песен. При развивании венков девушки раскумлялись и возвращали вещи обратно.
В некоторых губерниях кумление сопровождалось обрядом крещения «кукушки». Из ятрышника, называемого «кукушкиными слезами», делали куклу – «кукушку», которую наряжали в разноцветную одежду. Затем девушки сплетали ветки рядом растущих березок, накрывали их платком и сажали на него «кукушку». Желающие покумиться подходили с противоположных сторон к «кукушке», целовали ее, а потом трижды целовались сами, затем девушки менялись местами и повторяли эти действия. Как правило, в этот же день совершали и обряд похорон «кукушки». В лесу выбирали тихое место, выкапывали ямку, устилали ее новыми лоскутами, клали туда «кукушку» и зарывали ее. Ритуал сопровождался песнями. Это обряд символизировал возрождение природы и должен был способствовать хорошему урожаю.
Развивание венков было обязательным. При его совершении наблюдали, завял ли венок. Если да, то это предвещало несчастье. Во многих деревнях Смоленской губернии после развивания венков устраивали праздник: водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки уже из цветов, добавляя к ним березовые ветки. Затем с помощью этих венков гадали. Их бросали в воду и наблюдали, что произойдет с венками. Если венок уплывал по реке, не коснувшись берега, предстоящий год считался успешным для девушки, свившей его.
С березой были связаны и другие ритуальные действия. Например, после того как заканчивался праздник, в Починке срубали березу, проносили ее по улице и бросали в реку. По представлениям наших предков, это должно было предотвратить возможную засуху. В некоторых деревнях Смоленщины срубленную березу украшали и носили по улицам, затем относили в поле и оставляли там. По поверью, это должно было увеличить будущий урожай.
Некоторые обрядовые действия наши предки производили в Духов день. В Починковском районе существовала такая традиция: в этот праздник жарили яичницу и брали ее с собой, отправляясь к ржаному полю. Там устраивали всеобщий праздник – с разведением костров и пением песен. Молодежь водила хороводы и каталась во ржи. Крестьяне верили, что это поможет росту хорошего урожая.
При подготовке материала использовались монография «Весенне-летние праздники на Смоленщине» Я. Кошелева, Смоленск, 2001 г.; книга «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. Коринфского, Смоленск, 1995 г.; статья «Краса светозарная» А. Смирновой из журнала «Край смоленский», №6, 1991 г.; интернет-источник Rossichy.ru.
< Предыдущая | Следующая > |
---|