или Литературный символ эпохи
71 год назад, во время Сталинградской битвы, в газете «Красноармейская правда» были опубликованы первые главы поэмы смоленского писателя Александра Твардовского «Василий Тёркин». Это произведение поэта сделало нашего земляка одним из самых известных советских литераторов.
Василий Тёркин как литературный персонаж впервые предстал перед советскими читателями 4 сентября 1942 года – в первых опубликованных главах: «От автора» и «На привале». Спустя два года, 23 мая, на первой полосе той же «Красноармейской правды» был опубликован материал, который так и назывался «Василий Тёркин». Автор статьи отмечал: «Василий Тёркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства, что он создан для нас, живет среди нас». Номер этой газеты бережно хранят сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.
К 1945 году были опубликованы все главы произведения. «Книга про бойца» – поэма, посвященная вымышленному герою Василию Тёркину, – стала одним из центральных произведений в творчестве автора. Истории из фронтовой жизни, героем которых стал весельчак и находчивый воин, быстро стали популярны среди участников ВОВ.
Работу над поэмой и создание образа героя Тёркина Твардовский начал еще в 1939–1940 годах. В это время поэт являлся корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» и освещал ход советско-финской войны. Имя и образ Василия Тёркина были придуманы Твардовским совместно с другими членами редколлегии газеты. Солдат-балагур Вася Тёркин являлся героем фельетонов не только Твардовского, но и его коллег. Любопытно, но герой с таким же именем был персонажем одного из произведений писателя XIX века Петра Боборыкина. Боборыкинский Василий Тёркин не имел отношения к войне, а был хитрым купцом. Как говорили современники Твардовского и критики, совпадение имен – это случайность.
22 июня 1941 года Александр Твардовский, не дожидаясь призыва, уехал на фронт. В первые годы войны он как военный корреспондент оказывался в самых горячих точках. Весной 1942 года, вернувшись в Москву, Александр Твардовский продолжил работу над поэмой. После «Красноармейской правды» первую часть поэмы перепечатали «Правда», «Известия» и «Знамя». Отрывки из «Василия Тёркина» читал по радио Левитан, а советские солдаты заучивали наизусть эти отрывки, передавали друг другу вырезки из газет с опубликованными главами поэмы.
В 1943 году писатель решил завершить поэму. Но читатели потребовали продолжения. В это время писатель переживал творческий кризис; партийное руководство раскритиковало его произведение за пессимизм, а также за то, что в тексте не была отражена роль партии.
«На «Тёркина» пала тень неизвестного, но столь авторитетного осуждения, что он был вдруг запрещен к передаче по радио, вычеркнут из плана издания в Воениздате и журналах; обращаясь ко мне за стихами, стали просить «что-нибудь не из «Тёркина»». Редактор фронтовой газеты, где я работаю, и где «Тёркин» печатался по мере написания новых глав, попросту сказал мне: «Кончай», – говорится в письме Александра Твардовского, которое он передал в ЦК ВКП(б) 17–18.XII.1943 года. – Я продолжал работать, но печатать новые главы было все труднее. Не пересказываю всего дурного и обидного, что пришлось перетерпеть в этот период. Создалось в конце концов такое положение, что книгу мою будто бы не запрещают, но и не выпускают...».
Во всех статьях, где каким-либо образом встречались упоминания поэмы или образа Тёркина, вычеркивали ненужные, по мнению цензуры, строки.
«Я обращаюсь к Вам, товарищ Маленков, после долгого и терпеливого раздумья, – продолжал в письме поэт. – Я хочу и имею право знать, чем она нехороша, если есть о ней такое мнение».
Секретарь Союза писателей СССР Александр Фадеев четко выразил настроения партийных лидеров: «...поэма отвечает его сердцу», но «...надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам».
Корректировать содержание поэмы пытались многие. Партийно-политический орган Красной армии в лице Красноармейского радио информировал Твардовского: «Шлите телеграфом главу «Тёркин на первомайском параде в Москве». Письма офицеров-гвардейцев были другими: «Мы бы хотели, товарищ поэт, чтобы ваш герой Василий Тёркин сумел пройти в наш родной поселок Починок, посмотрел бы там на родные поля, на любимые места нашего детства и юности. Узнал бы, что с ними стало, узнал бы, где те наши матери-старушки, где те наши дома родные».
Писатель неохотно соглашался на цензурные правки. Несмотря на всю партийную немилость, Александр Твардовский был еще до завершения своей поэмы удостоен Сталинской премии.
В 1944 году Александр Твардовский начал работать над новой поэмой: «Тёркин на том свете». В нее вошли запрещенные отрывки из «Василия Тёркина». В произведении нашли отражение антисталинские настроения. 23 июля 1954 года секретариат ЦК под председательством Никиты Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Но уже в следующем десятилетии,17 августа 1963 года, во время кампании по разоблачению образа Сталина, скандальное произведение опубликовали в «Известиях».
Неудивительно, что полюбившийся всем вымышленный образ Василия Тёркина был неоднократно запечатлен в бронзе. Так, памятники Теркину есть в Уфе, Твери, Орехове-Зуеве и других российских городах. В Смоленске также установили памятник Александру Твардовскому и его литературному герою. Скульптор Альберт Сергеев завершил работу над смоленским памятником в 1985 году. Автор назвал свою работу «Земляки А.Т. Твардовский и Василий Тёркин». На монументе высечено: «Александру Твардовскому и Василию Тёркину». 2 мая 1995 года состоялось торжественное открытие памятника, приуроченное к 85-летию писателя.
В декабре 2012 года смоляне отметили 70-летие поэмы «Василий Тёркин». В рамках дней памяти Александра Твардовского в Смоленской областной библиотеке состоялись традиционные Твардовские чтения, которые проводят в регионе с 2005 года. Ведущими были доктор филологических наук, профессор СмолГУ Виктор Ильин и доктор исторических наук, дочь поэта Валентина Твардовская.
В мае 2013 года памятник Александру Твардовскому появился в Москве. Постамент украсил Страстной бульвар, недалеко от которого находится редакция журнала «Новый мир», которым смоленский литератор руководил около 16 лет. На открытии памятника присутствовал министр культуры России Владимир Мединский.
При подготовке материала были использованы: статья «Жизнь одна и смерть одна» А. Туркова, опубликованная в литературно-художест-венном журнале «Октябрь» (2010 г., №6); интернет-источник Litra.ru; книга «Твардовский» А. Туркова, Москва, 2010 г.; публикация об Альберте Сергееве (Smoladmin.ru).
< Предыдущая | Следующая > |
---|