Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «В числе первых чинов двора»

Герб рода Гедеоновых

Род Гедеоновых в истории России

Имена многих представителей смоленских дворянских родов известны далеко за пределами Смоленщины. Одними из тех, кто оставил заметный след в истории Российского государства, являются Александр Михайлович и его сын Степан Александрович Гедеоновы.

Род Гедеоновых ведет свою летопись с первой половины XVII века. Его родоначальником является смоленский помещик Тимофей Гедеонов, многие потомки которого отличились на военной службе и гражданской должностях Российской империи. Так, например, Хрисанф Гедеонов являлся поручиком Смоленской шляхты и участвовал в Северной войне. Его сын Михаил служил послом в Дании, а правнук Иван Гедеонов занимал должность смоленского уездного судьи. Но самыми именитыми представителями рода были театральный и военный деятель Александр Михайлович Гедеонов (1791–1867 годы) и его сын Степан Александрович Гедеонов (1815–1878 годы), ставший первым директором Эрмитажа.
Гедеоновым принадлежало имение, расположенное в Смоленской губернии, площадью 500 десятин (десятина равна 1,0925 гектара). Центром его было небольшое село Сеньково. Гедеоновым также принадлежала деревня Гедеоново, с 1890-х годов называемая Гедеоновкой. В последнее десятилетие XIX века Гедеоново было продано Смоленскому земству, и в дальнейшем там обустроили психиатрическую больницу.
Александр Михайлович Гедеонов получил домашнее образование, после чего был записан на службу юнкером в Московский архив иностранных дел. Затем он был определен на военную службу и в 1808 году произведен в подпоручики. Летом 1811 года Александр Гедеонов был в звании капитана переведен в Ямбургский драгунский полк, в составе которого участвовал в сражениях Отечественной войны. В марте 1813 года он принимал участие в осаде Данцига, за что получил ордена святой Анны IV степени и Владимира IV степени с бантом, а также прусский орден Pour le merite. Военная карьера Александра Гедеонова завершилась в феврале 1816 года, а уже в 1817-мон был определен на гражданскую службу – смотрителем в экспедицию Кремлевского строения. В 1818-м его назначили присутствующим этой же экспедиции, и в этой должности Александр Михайлович находился вплоть до 1831 года. В 1828 году он был членом комитета по сооружению храма Христа Спасителя, одновременно являясь и директором итальянской оперетты, располагавшейся в доме его деда Апраксина.
В 1833 году Гедеонова назначили исполняющим должность директора императорских петербургских театров. Он также возглавлял Петербургскую театральную дирекцию, а с февраля 1842 года – и дирекцию московских театров. В первые годы руководства театрами Александр Михайлович проявил себя как прогрессивный руководитель. Он добился того, чтобы на организацию работы театров выделяли большие суммы, чем было до этого. Гедеонов также занялся реформой Театрального училища, приобрел дом у Александринского театра, разместив в нем все театральные учреждения города. Гедеонов обратил внимание на бесправное положение актеров и добился того, чтобы артистам первого разряда, отслужившим в театре 20 лет, присваивали потомственное почетное гражданство. По его ходатайству вдовам и сиротам актеров стали выплачивать пенсии. Должность директора теат-ров, ранее невысоко ценившаяся в придворной иерархии, благодаря Гедеонову достигла высших ступеней: сначала стала считаться «в числе вторых чинов двора» и позволила носить придворный мундир, а затем – и «в числе первых чинов двора». При Гедеонове оперная и драматическая труппы были разделены, и на сценах театров стали ставить оперы не только иностранных, но и русских композиторов. Так, например, в 1836 году была поставлена «Жизнь за царя» Михаи-ла Глинки. В дальнейшем Гедеонов больше внимания стал уделять балету и, частью благодаря его усилиям, балетное искусство достигло особого процветания в Петербурге.
В 1858 году Александр Михайлович, имевший чин действительного тайного советника, был уволен с должности директора театров и пожалован в обер-гофмейстеры. Последние годы жизни он провел в Париже, в котором и похоронен – на кладбище Пер-Лашез. У Александра Гедеонова было три сына, один из которых – Степан Александрович – стал не менее чем отец известен в придворном кругу.
Степан Александрович Гедеонов окончил в 1835 году Петербургский университет, получил степень кандидата и поступил на службу в Императорскую академию наук. Попутно он занимался и литературной деятельностью: его драма «Смерть Ляпунова» была напечатана в третьем томе журнала «Новоселье» и поставлена в Александринском театре. Иван Тургенев в своей рецензии обозначил ее жанр как оперное либретто. В 1848 году Степан Александрович получил должность в археологической комиссии Академии художеств в Риме. Его обязанности состояли в том, чтобы покупать древности для русских музеев. Так, например, он купил для Императорского музея античные статуи Аполлона (со стрелой в руке), Афродиты, Венеры и другие. В 1861 году Гедеонов стал заведующим археологической комиссией и попечителем над пансионерами Императорской Академии художеств в Риме. В это время Степан Александрович смог приобрести для Эрмитажа 767 предметов знаменитой коллекции маркиза Кампана (терракотовые и глиняные рельефы, датируемые серединой I века до нашей эры –первой половиной II века нашей эры), а также договорился о приобретении «Мадонны Конестабиле» Рафаэля.
После возвращения в Петербург Степан Александрович некоторое время работал в Эрмитаже – над установкой экспонатов, привезенных из Италии. Он же составил план нового устройства Эрмитажа, а в 1863 году занял учрежденную должность директора Эрмитажа (до этого музей находился под личным управлением императора). Степан Александрович сразу же приступил к изданию каталогов картин и древних скульптур. Он добился того, что посещать Эрмитаж разрешили всем желающим – вне зависимости от должности и придворного положения. Приходить в музей люди могли в обычных костюмах и без особых билетов, которые ранее выдавала Придворная контора. При активном участии Гедеонова были выпущены издания о различных коллекциях, хранящихся в музее. Кроме того, Степан Александрович часто находился в разъездах, бывал в Милане и Париже, где приобрел немало экспонатов, также пополнивших коллекцию Эрмитажа.
В декабре 1863 года Степана Александровича избрали почетным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. В 1867 году Гедеонова назначили директором императорских театров, и в этой должности он находился до 1875 года. Гедеонов пытался провести преобразования в театре, но не смог добиться особых успехов. Степан Александрович был известен и как историк – благодаря своей книге «Варяги и Русь», вышедшей в 1876 году и направленной против норманнской теории.
Степан Гедеонов умер 15 сентября (по старому стилю) 1878 года и был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

При подготовке материала были использованы книги «Смоленская область. Энциклопедия. Персоналии» Т. 1, Смоленск, 2001 г.; «Дворянские роды, прославившие Отечество: Энциклопедия дворянских родов» В. Федорченко, 2003 г., интернет-ресурсы Pomnipro.ru, Krugosvet.ru,Napoleonic.ru.

Александр Гедеонов Степан Гедеонов

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу