Из истории рекламных объявлений в Смоленске
В 1878 году российский предприниматель Людвиг Метцель основал в Санкт-Петербурге первое в России рекламное бюро, работавшее под девизом: «Объявление есть двигатель торговли». К началу ХХ века реклама стала неотъемлемой частью повседневной жизни россиян. И, конечно же, средства массовой информации, в том числе и смоленские, печатали огромное число объявлений. Сто с лишним лет назад смолянам рекламировали рестораны и питейные заведения, услуги банков и страховых обществ, предлагали новинки техники, а также печатали объявления о работе.
Смоляне в начале прошлого века, конечно же, интересовались столичными газетами, и благодаря рекламным объявлениям в них могли узнавать не только новости, но и адреса известных модисток Москвы и Петербурга, стоимость проживания в гостиницах, цены на театральные билеты. Горожане были наслышаны о новинках косметики и парфюмерии, лекарствах «от нервов» и золотухи и даже о таком модном новшестве как, например, «самокрасящие гребенки «Фор». В то время их широко рекламировали в разных газетах, предлагая купить это чудо в Петербурге, на Невском проспекте, или заказать по почте – за два с половиной рубля. Как утверждала реклама: «Красят волоса в любой несмываемый цвет». Но, конечно же, рекламодатели не обходили стороной и местные СМИ. В начале прошлого века в Смоленске имелись шесть типографий, где печатали газеты «Смоленский вестник», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленские губернские ведомости».
В материалах «Памятной книжки Смоленской губернии» за 1907 год можно найти несколько страниц, заполненных рекламными объявлениями. Поскольку ежегодный альманах (издание Смоленского губернского статистического комитета) являлся серьезным изданием,то и рекламодатели в нем оказывались весьма солидные. Например, страховое товарищество «Саламандра», которое было основано в 1846 году. Как гласило объявление, его основной, сполна оплаченный капитал составлял два миллиона рублей. Товарищество также располагало значительными запасными капиталами. «Саламандра» предлагала, во-первых, страхование имущества от огня. Во-вторых, страхование «транспортов речных, морских и сухопутных». Ну чем не КАСКО начала прошлого века? Отдельно выделялось страхование пароходов и судов «от всех опасностей». Завершало список страхование от несчастных случаев. Этот пункт был расписан подробнее. Можно было выбрать как коллективное страхование служащих и рабочих на фабриках и заводах, так и оформить страховку на отдельных лиц. Одно из привлекательных условий: «Страхование отдельных лиц с возвратом всех премий после смерти или при достижении 45–65-летнего возраста». За подробными сведениями объявление отсылало читателей в Санкт-Петербург, на улицу Гороховую, д. 6. Или можно было обратиться в Смоленское главное агентство при банкирской конторе Я. Зеликина. Адрес агентства не указывался: видимо, и без того был широко известен. Объявление было напечатано в фигурной рамке и занимало целую страницу.
Объявление страхового общества «Россия» (учрежденного в 1881 году) сообщало о том, что последнее имеет наличные капиталы в шестьдесят миллионов рублей. Общество «Россия» предлагало смолянам страховать капиталы и доходы – «для обеспечения будущности семьи и старости». Как и «Саламандра», оно страховало от несчастных случаев и от огня. Можно было застраховать транспорт всех видов, а также стекла и зеркала «всякого рода и сорта от излома и разбития». Страховое общество информировало, что страхование пассажиров от несчастных случаев можно оформить на станциях железных дорог и на пароходных пристанях. Правление общества находилось в Санкт-Петербурге, а в Смоленске агентом являлся Е. Дембо (улица Дворянская, дом Московского международного банка). Надо отметить, что коллежский асессор Е. Дембо упомянут сразу в двух объявлениях в альманахе за 1907 год. Оказывается, что он был не только страховым агентом, но и землемером: имел собст-венное земельное бюро. Реклама бюро выглядела в альманахе скромнее объявления страхового общества «Россия» и занимала всего половину странички. Бюро повсеместно производило работы «землемерные, лесоустроительные и чертежные», а также предлагало «ходатайства в лесоохранительных комитетах и земельных банках, советы по межевым делам».
В «Памятной книжке» за 1907 год имеется еще одно полностраничное (но без рамки) объявление о страховании. Подробные сведения об услугах по страхованию можно было получить в конторе Управления Смоленского округа, с десяти до пяти часов дня. Контора располагалась на улице Большой Благовещенской, в доме Карнилова и Лызлова. В объявлении был указан и номер телефона: «92». Российское взаимное общество страхования жизни предлагало страхование «на случай смерти, смешанное, на дожитие и приданого». Общество обещало льготы. Например, участие в управлении делами общества с правом решающего голоса на общих собраниях всех застрахованных «даже в 1000 рублей». Отметим, что тысяча рублей в те времена – деньги весьма немалые. Лошадь стоила около ста, а корова –шестьдесят рублей. Младшие чины государственных служащих, аптекари, библиотекари и учителя младших классов имели ежемесячное жалованье в пределах 20 рублей. Правда, депутаты Государственной думы и тогда получали неплохо: 350 рублей. А губернаторы и того больше: тысячу рублей в месяц.
Следующий смоленский рекламный модуль вековой давности снабжен иллюстрацией: черно-белым изображением «устройства электрического освещения и передачи силы». Справа от картинки надпись: «Электродвигателя завода Р. О-ва «Всеобщая Компания Электричества». В самом тексте объявления Смоленского электрического обществаговорилось о большом выборе разнообразного товара на складе: люстр, бра, плафонов, столовых и кабинетных ламп, «шаров», «тюльпанов», шелковых абажуров. Отдельно предлагались лампочки накаливания «из натурального цветного стекла» и «лампы Нернста» всевозможных видов, в том числе «дающие моментально свет». Указывалось, что для продажи есть нагревательные аппараты: утюги, сковородки, закуриватели для папирос, кофейники, грелки для щипцов. Клиентам сообщали, что «склады пополняются постоянно последними новостями из-за границы», а также оговаривали бонусы: «технические предложения и сметы бесплатно». Обращаться можно было по адресу: улица Большая Благовещенская, д. 36, адрес для телеграмм: «Трамвай – Смоленск», а телефон – «125». Кстати, раз уж упомянут трамвай, то почему бы не вспомнить, сколько стоило смолянам это удовольствие. В 1903 году Городская дума утвердила плату за проезд в пять копеек (сравнимо со стоимостью буханки хлеба). Учащиеся пользовались льготой: для них стоимость поездки составляла три копейки. Если пассажир проезжал больше одного перегона, то стоимость увеличивалась соответственно.
В 1907 году в Смоленске существовала организация «Рекомендательная контора» (разрешенная правительством и обеспеченная залогом). Она успешно занималась посредничеством при трудоустройстве и располагалась на Почтамтской улице, в доме М. Амшинского. В объявлении было сказано, что контора рекомендует управляющих, приказчиков, гувернанток, бонн, экономок, учительниц, репетиторов, бухгалтеров, винокуров, садовников, слесарей, машинистов и прислугу. Отдельно оговаривалось, что контора «взимает за комиссию при записи с предлагающих и требующих по 50 копеек с каждого лица, с прислуги –30 копеек. При поступлении на место и найме с месячного жалованья до восьми рублей в месяц – 10%, свыше 15 – 20%». Контора брала на себя обязательство в течение семи дней бесплатно заменить служащего, «если почему-либо окажется неудобным». Контора была открыта с девяти утра до четырех часов пополудни. Желающие и имеющие возможность могли позвонить по телефону «126».
В начале прошлого века в Смоленске насчитывалось 15 гостиниц, восемь постоялых дворов, 15 ресторанов и трактиров. Неудивительно, что в «Памятной книжке Смоленской губернии» есть объявление, рекламирующее предприятие сферы гостиничных услуг: «Европейская гостиница и сад Эрмитаж с ресторанами Ф.Ф. Фезера». Заведение располагалось по адресу: Пушкинская улица, дом Рачинского. Номера стоили от 60 копеек до трех рублей. Особо подчеркивалось наличие ванн, телефона и электрического освещения. Отобедать можно было от часа до пяти часов дня, а также оформить заказы на обеды, ужины и завтраки. Кстати, в приличных ресторанах Российской империи обед в начале века обходился в полтора-два рубля (это, конечно, без особых изысков: первое, второе, салат, немножко водки и десерт). Гораздо дешевле отобедать можно было в трактирах, где стоимость трапезы составляла 30–50 копеек.
В Смоленске начала прошлого века имелось около полусотни пивных лавок и «винниц». В «Памятной книжке Смоленской губернии» за 1907 год рекламируется Ренсковый погреб и пивная лавка Михаила Федоровича Козьменкова. Интересно, что это заведение находилось не в Смоленске, а в уездной Ельне, на углу Центральной и Екатерининской улиц.
«Памятная книжка» за 1907 год была отпечатана в типографии П. Силина, располагавшейся в его собственном доме на Троицком шоссе. В издании есть рекламное объявление этой типографии, которая бралась исполнить заказы «на печатание журналов земских собраний и докладов управ, книг, брошюр, бланков для волостных правлений, податных инспекторов, земских начальников и разных присутственных мест и частных учреждений». Типография бралась изготовить адресные и визитные карточки, конверты, свадебные и пригласительные билеты.
При подготовке статьи были использованы материалы «Памятной книжки Смоленской губернии» за 1907 год, статья«Цены и оклады: дореволюционная Россия» В. Широкогорова, справочник-путеводитель по Смоленску (1960 г.), материалы интернет-ресурсов Аdme.ru и P-marketing.ru.
< Предыдущая | Следующая > |
---|