Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Кума да кум наставят на ум!

Кума да кум наставят на ум!

О традициях кумовства на Руси

Наши предки связывали со всеми значимыми периодами жизни разные предания, поверья и традиции. Так, например, существовала родильная, свадебная обрядность. Немаловажную роль отводили крещению ребенка и выбору крестных родителей для него. Наши предки верили, что от того, кого приглашали в кумовья, зависела дальнейшая судьба ребенка.

Буквально в течение нескольких дней после появления в семье ребенка родители стремились окрестить его. Обряд крещения обычно старались провести в течение трех дней после рождения ребенка. Большое значение придавали приготовлению к проведению обряда. В некоторых губерниях существовала такая традиция: повивальная бабка купала ребенка в корыте с проточной водой, произнося заговоры, затем одевала в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в зависимости от пола ребенка) и подносила отцу для благословения. После этого младенца передавали будущим куму и куме. Именно в семьях крестных жили крестники, если их родители умирали.
Отец ребенка, приглашая кого-либо в кумовья, должен был обязательно стоять. На Смоленщине бытовало поговорка: «Кто просит в кумы, должен стоять, чтобы дети не были сиднями». Иногда будущим куму и куме преподносили хлеб и соль.
Выбор будущих крестных родителей был делом весьма ответственным, и родители ребенка тщательно обсуждали кандидатуры. Существовал целый список требований, по которым отбирали кума и куму. По традиции, крестить первенца в семье приглашали близких родственников, причем старались соблюсти следующее правило: кум должен был быть родственником по мужской линии, а кума – по женской. Родственников старались пригласить для крещения и последующих детей. Соблюдали и такое правило: кум и кума не должны были состоять в родственной связи между собой. В кумовья приглашали уважаемых и состоятельных людей, не пьяниц –и без физических изъянов, так как считалось, что они могут передаться крестникам. В кумовья звали тех, у кого были живы предыдущие крестники, а также тех, у кого было много своих детей. В Бельском уезде Смоленской губернии бытовала поговорка: «Бери кумом, у кого много детей». А по бездетных людей говорили: «У них дети не стоят, таких людей в кумы брать не следует». Как правило, крестными приглашали людей в возрасте от 15 лет до 45 лет. Это было связано с тем, что крестная и крестный обязательно должны были присутствовать на свадьбах крестников. Также соблюдали запрет: крестной матерью не могла быть беременная женщина, так как, по поверью, это могло навредить будущему крестнику или ожидаемому ребенку.
Если в семье часто умирали дети, то тогда в крестные к новорожденному приглашали в буквальном смысле первого встречного. Отец младенца выходил утром из дома, шел к перекрестку – и того, кого первым встречал, звал быть кумом. Иногда в такой ситуации крестным приглашали стать нищего, причем это считалось предпочтительным. Нищего воспринимали как божьего посланника, и это означало надежное покровительство для ребенка.
Если в семье появлялась девочка, то с особой тщательностью выбирали куму. Именно на нее возлагалась наибольшая ответственность за нравственное воспитание крестницы. Например, существовал обычай всенародно позорить крестную – в случае нецеломудрия невесты.
Одни и те же кумовья могли крестить детей в разных семьях, но это случалось редко, ведь крестные должны были нести финансовые расходы. Как правило, кум покупал нательный крест для младенца, оплачивал совершение обряда крещения, а кума дарила ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста.
После крестин устраивали особый обед. Кума и куму усаживали за стол и угощали блюдами, приготовленными специально для них. На праздничный обед приглашали священника, а если крестины проходили дома, звали также соседей, родных. Обязательными кушаньями на праздничном столе были гречневая и пшенная каши. В конце праздничного застолья кум и кума обычно обменивались подарками: кум получал платок, а кума – 10–15 копеек. Кроме того, они получали пироги от матери новорожденного и одаривали ее 10–20 копейками.
Семьи, вступившие в духовное родство, должные были уважать друг друга, ссоры между кумовьями считались большим грехом.
Кумовство накладывало определенные ограничения и на вступление в брак. Так, например, были запрещены браки между парнем и девушкой, у которых одни и те же крестные. Но разрешали браки между детьми крестных и их крестниками. Бытовало мнение, что если кум и кума вступят в брак, то у них родятся больные дети.
В большинстве губерний Российского государства считались грехом любовные взаимоотношения между крестной матерью и отцом ребенка, между крестным и крестницей, так как после проведения обряда крещения между этими людьми устанавливалось духовное родство. Также в некоторых губерниях, в том числе и на Смоленщине, считалось грехом сожительство кума и кумы.
Крестники не должны были забывать о крестных, постоянно оказывали им помощь в домашних и полевых работах. Кроме того, крестным родителям преподносили подарки, приглашали на все домашние праздники. Нередко крестные жениха отправлялись вместе с женихом и его родителями свататься. Кумовья старались всячески расхвалить жениха и его родню. Крестные и кровные родственники договаривались и о дне заручин (обручения) молодых, о подарках, которые нужно преподнести крестным и родителям. Особая роль крестным отводилась на свадьбах крестников. Именно они отвозили приданое невесты в дом ее будущего мужа. А когда молодые приезжали после совершения венчания, то крестные благословляли их сразу же после того, как это сделают родители. За праздничным столом крестный сидел рядом с женихом, а крестная – рядом с невестой. Они исполняли роль посаженных родителей. Кроме того, кума пекла каравай для свадебного стола, а кум часто выступал тысяцким (главным распорядителем) на свадьбе.

При подготовке материала использовались книги В. Добровольского «Смоленский этнографический сборник», СПб, ч. 2, 1894 г.; Я. Кошелева «Народное творчество Смоленщины», Смоленск, 1997 г.; сайт Russian-traditions.ru.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу