В нынешнем году в России празднуют 200-летнюю годовщину победы в войне с Наполеоном. Смоленск принял на себя один из сильнейших ударов французской армии. Город был захвачен, многие местные жители покидали Смоленск. Не всем это удалось, среди них был и священник Никифор Мурзакевич, который в эти тяжелые дни помогал своим прихожанам сохранить веру, поддерживал их духовно. Он сыграл не последнюю в роль в сохранении от разграбления Успенского собора. Но не только этим был знаменит Мурзакевич. В 1803 году увидела свет «История губернского города Смоленска», написанием которой он занимался пять лет. Эта книга была первым печатным трудом, описывающим пути развития города в разные исторические периоды. Вышедшее в начале XIX века издание послужило опорой для других трудов, рассказывающих об истории Смоленска.
Никифор Мурзакевич родился в Смоленске, в 1769 году, в семье священника кафедрального Успенского собора. Род Мурзакевичей происходил из крымской орды. Их предки попали в плен во время похода В. Голицына против Крымского ханства. Родители большое внимание уделяли воспитанию и образованию мальчика. Отец Никифора был просвещенным человеком, писал стихи, занимался переводами с латыни. В доме была солидная библиотека. К десяти годам мальчик мог бегло читать на русском и латинском языках. Отец Мурзакевича рано умер, и семья осталась практически без средств к существованию. Это помешало мальчику получить образование. Ему удалось проучиться в духовной семинарии лишь четыре года из восьми. Четырнадцатилетнего Мурзакевича определили псаломщиком в Успенский собор, а через десять лет он был рукоположен в дьяконы.
Молодого дьякона интересовала старина, на протяжении многих лет он собирал книги по русской истории, покупал их на рынке. Мурзакевич общался со многими образованными людьми, преподавателями духовной семинарии. Он познакомился с И. Двигубским, П. Кайсаровым, А. Тургеневым – представителями московского дворянства. Они очень заинтересовались провинциальным любителем истории и позже прислали ему из столицы посылку с книгами В. Татищева, М. Щербатова, «Историю Российского государства» И. Шриттера, Никоновскую летопись и другие. Постепенно Мурзакевич собрал большую библиотеку, 200 книг из которой подарил кадетскому корпусу, открывшемуся в Смоленске в 1805 году. В 1819 году он передал 129 томов в семинарию – для создания ученической библиотеки.
Однажды в руки дьякона попала рукописная история Смоленска, составленная И. Шупинским. Мурзакевич был неудовлетворен ее краткостью и решил составить собственную историю Смоленска, начиная с момента заселения города. Мурзакевич добился права работать в губернском архиве, архиве городского магистрата, пользовался библиотекой епископа Парфения. Свою «Историю…» он составлял с 1798-го по 1803 год, когда она и была напечатана на средства смоленского военного губернатора С. Апраксина. Именно ему автор и посвятил ее. В 1804 году книгу переиздали, только она вышла не в четырех, а в пяти томах. Апраксин переслал книгу синодальному обер-прокурору Голицыну, а он показал ее Александру I. Императору книга понравилась, и он повелел отослать автору 500 рублей. К тому же смоленское дворянство ссудило ему 1 500 рублей. В 1803 году Мурзакевич стал священником Одигитриевской церкви, купил дом в центре города, за алтарем Одигитриевской церкви. В его доме стали бывать представители местной интеллигенции, столичные гости.
Во введении к своей книге Мурзакевич пишет о местоположении города, а также о его жителях. Затем он рассказывает о том времени, когда город строился. Рассуждает автор и о происхождении названия города и делает вывод: «Смоленск получил свое название от смольян, гнавших смолу и промышлявших ею в различных местах: соседи и те, кои покупали оную для смоления водоходных судов, прозвали их смольянами, а селение Смоленец называлось». Пишет Мурзакевич об «обычаях и богопочитании смольян». Затем «История…» последовательно рассказывает о русских князьях, царях и императорах и положении Смоленска в периоды их правления: начинает он с того времени, когда кривичами управляли местные князья, и заканчивает царствованием Александра I. Рассказывает Мурзакевич и о том времени в жизни Смоленска, когда город находился под властью литовских князей и польских королей. Повествует о битвах за Смоленск, о местных епархиях, церквях и монастырях. В пятой книге отдельно были опубликованы грамоты, данные в разное время городу от правителей российских, польских королей и литовских князей.
Мурзакевич написал политическую и военную историю города, потому что в книгах нет ничего о состоянии народного хозяйства, социальном составе населения, помещиках. Специалисты, изучая труд Мурзакевича, выяснили, что он содержит ряд неточностей. Но эти пять томов имели большое значение для культурной жизни Смоленска начала XIX века.
В 1812 году, во время наступления французов на Смоленск, священнику не удалось уехать из города. У него умерла жена, на его попечении осталось семеро детей и больная мать, семья нуждалась. В это нелегкое для города время Мурзакевич проявлял мужество, помогал больным и раненым. Он проводил службы в Успенском соборе, сумел сохранить его от разрушения. По его личной просьбе маршал Мюрат велел поставить у собора караул. Кроме того, отец Никифор смог уберечь от разорения Троицкую и Одигитриевскую церкви, соборную ризницу, архиерейский дом.
Во время битвы за Смоленск Мурзакевич был вместе с солдатами, благословлял сражающихся, исповедовал умирающих. Позже командир дивизии, которая защищала 4 августа Королевский бастион, генерал И. Паскевич представил отца Никифора к награде.
Однажды Мурзакевич шел к больному и встретил французского генерала. Отец Никифор растерялся, снял шапку и протянул ему просфору. Неизвестным генералом оказался Наполеон, а эта встреча имела печальные последствия для Мурзакевича: против него выдвинули обвинение в измене, нарушении верноподданнической присяги и запретили ему отправлять службы. Только через два года отца Никифора признали по решению Священного Синода невиновным и снова назначили священником Одигитриевской церкви.
Мурзакевич продолжал работать над дополнением своей «Истории губернского города Смоленска», он надеялся подготовить новое издание, в которое хотел вписать подробности смоленских событий войны с Наполеоном. Он вел активную переписку со знатоками истории, ездил в поисках документов по губернии. Мурзакевич общался со столичным историком Н. Румянцевым, который читал рукопись и делал замечания к ней. Но нового издания «Истории …»не последовало. Переиздание книги вышло лишь в 1903 году. Этим занимался С. Писарев. К новому изданию был приложен «Смоленский дневник» Н. Мурзакевича, который содержит много интересных фактов. В нем рассказывается о посещении Смоленска Екатериной II, о строительстве дома для Дворянского военного училища, возведении здания для театра.
Значение труда Мурзакевича признавали многие историки. И. Орловский считал, что по многим вопросам истории Смоленска книга отца Никифора «имеет значение первоисточника наподобие того, как утрата некоторых документов, которыми пользовался Карамзин, сделала его историю России первоисточником по многим вопросам общерусской старины».
Помимо написания исторических трудов и служения в церкви отец Никифор занимался общественной работой. Например, он собирал деньги в помощь бедным семинаристам. Ему удалось получить от жителей города и губернии 32 287 рублей. В мае 1816 года Мурзакевич был представлен великому князю Николаю Павловичу. Это произошло на Королевском бастионе. Священник удостоился благодарности за исторические труды и рассказ о битве 4 августа 1812 года.
Никифор Мурзакевич до конца жизни занимался просветительской деятельностью. Он скончался 8 марта 1834 года в Смоленске и был похоронен в ограде Спасо-Окопной церкви. Могила его сохранилась до наших дней.
При написании статьи использовались книга Д. Будаева «Историки Смоленска XVIII – начала XX века», Смоленск, 1993 год; «Смоленская область. Энциклопедия. Персоналии» Т. 1Смоленск, 2001 год.
< Предыдущая | Следующая > |
---|