Ко дню рождения Владимира Добровольского
В 2012 году отмечается 156-я годовщина со дня рождения Владимира Добровольского, смоленского краеведа-этнографа. Научные труды, написанные им, дали богатый материал для изучения народной культуры, языка, истории смоленского края. Благодаря разнообразному этнографическому материалу, собранному Владимиром Николаевичем, до нас дошли многие обычаи и традиции наших предков, образцы произведений устного народного творчества.
Владимир Добровольский родился 11 августа (30 июля по старому стилю) 1856 года в селе Красносвятском Смоленского уезда, в семье чиновника-дворянина. Его отец Николай Михайлович отлично разбирался в музыке, прекрасно рисовал, увлекался наблюдениями за природой. Он не смог получить место службы в Смоленской губернии, поэтому жил в Дмитровске. Володя с матерью часто навещали Николая Добровольского, от которого мальчик унаследовал любовь к природе. До 12 лет Владимир Добровольский с братом Михаилом воспитывался в деревне, где и проявился его интерес к народной жизни, культуре. Он внимательно слушал сказки, которые рассказывала ему няня. Однажды Володю ужалила змея, и деревенские мальчишки принесли его на руках из лесу. До приезда доктора позвали к мальчику местную знахарку. Она долго шептала заговоры, которые, по ее мнению, помогли бы мальчику исцелиться. Потом приехал доктор, перевязал ногу жгутом и дал лекарства. В памяти Володи остались присказки знахарки, и уже будучи студентом, он приехал в деревню и записал с ее слов заговоры от змеиных укусов.
Дед Владимира и его дяди по материнской линии были заядлыми охотниками. Они всячески поощряли интерес Володи к природе. Дед даже отвел в своем доме для внука специальную комнату под живой уголок.
Мать Владимира Мария Авксентьевна была женщиной одаренной: она отлично играла на рояле, хорошо пела. Володя тоже увлекался музыкой, подавал большие надежды. Но вывих пальца на правой руке помешал ему продолжить обучение игре на рояле. Мальчик отличался острым умом, в восемь лет хорошо читал, решал математические задания, говорил по-французски. Много свободного времени он отводил занятиям в библиотеке.
Когда Володе исполнилось 12 лет, его определили в Смоленскую гимназию. В 1876 году он окончил курс обучения, подал документы и поступил в Петербургский университет на филологический факультет. Из-за тяжелой болезни он вынужден был перевестись в Московский университет, чтобы быть ближе к Смоленщине.
В преподавательский состав Московского университета входили известные в Европе профессора Ф. Корш, В. Миллер, академик Ф. Буслаев. Когда Владимир учился на третьем курсе, он с друзьями часто бывал на собраниях у В. Миллера, которые проводились на квартире профессора в Машковом переулке. На этих встречах студенты и их преподаватель вели беседы на этнографические темы. По словам Добровольского, эти дискуссии всегда подвигали его к самостоятельной работе по вопросам этнографии.
Скопив денег, после окончания третьего курса Добровольский отправился в первую этнографическую экспедицию в Орловскую губернию, на родину отца. Все лето он объезжал окрестности, собирая этнографический материал: приметы, поговорки – записывал «живую» народную речь, заносил в блокнот описания народных праздников, порядок проведения вечеринок, делал пометки об особенностях народных костюмов крестьян. По итогам экспедиции он составил рукописный сборник «Песни Орловской губернии Дмитровского уезда», за который был награжден малой серебряной медалью Русского имперского географического общества.
В 1880 году Владимир Николаевич окончил университет и получил назначение в Смоленск: был направлен учителем литературы, логики и истории в Смоленскую Мариинскую женскую гимназию. Там он проработал два года, но вынужден был по состоянию здоровья оставить службу.
Когда Владимир был на четвертом курсе, он женился на Евдокии Вишневской. Сначала молодые жили в Красносвятском, но в 1887 году переехали в Даньково. Все заботы по дому взяла на себя Евдокия Тимофеевна, чтобы муж мог все свободное время заниматься наукой. За десять лет Добровольский объездил всю Смоленскую губернию. Результатом этого стали научные труды «Смоленский этнографический сборник» (в четырех частях) и «Смоленский областной словарь». Им была написана статья о звукоподражаниях в народном языке, позже опубликованная в «Этнографическом обозрении». В некоторых экспедициях по деревням Добровольского сопровождал Николай Бер. Он записывал мелодии песен, тексты которых заносил в свой блокнот Владимир Николаевич.
В середине 1880-х годов Добровольский представил рукопись первого тома «Смоленского этнографического сборника» в Географическое общество. Труд был оценен по достоинству, и Владимира Николаевича избрали членом-сотрудником общества. Также ему предоставили 300 рублей на продолжение своих научных изысканий.
В 1894 году увидели свет еще два тома, а в 1903-м был напечатан последний том этнографического сборника. Он был посвящен учителю и наставнику Владимира Николаевича В. Миллеру.
По поручению Академии наук Добровольский собирал лексический материал в Смоленской, Калужской и Орловской губерниях. В 1914 году был напечатан «Смоленский областной словарь», включавший не только толкование диалектных слов, но и некоторые сведения о социальных условиях жизни народа. Владимир Николаевич стал получать ежегодное пособие от Академии наук.
Владимир Николаевич много времени посвятил изучению обычаев и нравов цыган. Он даже специально выучил их язык. Бывая в поселениях цыган, он свободно беседовал с местными жителями, записывал песни, поговорки и рассказы, порядок проведения различных обрядов. Добровольский сделала наблюдение, что язык цыган неоднороден. Результатом исследований Добровольского стала книга «Киселёвские цыгане», которая была опубликована в 1908 году в Петербурге. Ее даже перевели на английский язык и напечатали в Лондоне.
Наблюдая за речью крестьян разных уездов и губерний, Добровольский подмечал ее особенности. Например, в письме А. Шахматову он рассказывал, что обнаружил «новую черту говора жителей северной части Духовщинского уезда, а именно –замена буквы «у» посредством буквы «ю». О таком явлении в русском языке как цоканье он писал так: «Цоканье замечается по всему Поречскому уезду; самое сильное цоканье замечается около с. Бородки. К Щучейскому озеру цоканье слабеет…».
Долгое время Владимир Николаевич сотрудничал в журнале отделения этнографии Русского географического общества «Живая старина». Там были напечатаны многие труды ученого: «Народные сказания о самоубийцах», «Образцы говора Жиздринского уезда Калужской губернии», «Загадки, записанные в Смоленском уезде» и другие. Одна из работ Добровольского была включена в «Памятную книгу Смоленской губернии на 1909 год» –«Обряды и поверья, относящиеся к домашним и полевым работам крестьян Смоленской губернии».
Чтобы дать образование детям и иметь средства для продолжения исследований, Владимир Николаевич уехал из деревни и поступил на должность инспектора народных училищ в Рязанской губернии. В 1902 году его назначили попечителем Московского учебного округа. В 1906 году был переведен на такую же должность инспектора в Смоленскую губернию, до революции работал в Ельнинском уезде. Приезжая в какую-нибудь школу с инспекцией, Владимир Николаевич заводил разговоры с учителями о нравах и обычаях местных жителей, беседовал с крестьянами. Работая инспектором, он хлопотал о строительстве новых школ, об оснащении школ учебными материалами, оборудованием для проведения практических занятий. В таких поездках Добровольский также собирал материал для продолжения научной работы.
В годы революции ученый читал лекции «Психология словесного творчества» и «История театра» на красноармейских курсах, организованных в Смоленске. Также он читал лекции по этнографии, истории русского театра в Белорусском народном университете в Москве, Витебском институте народного образования, в смоленском отделении Московского археологического института. Добровольский ратовал за продолжение активного изучения этнографии и сохранение уже собранного материала. Он обратился в губернский музей – с просьбой о создании особого учреждения, которое специализировалось на изучении и собирании этнографических памятников. Было подписано распоряжение о создании этнографического бюро – «для изучения народа, его быта и искусства».
В конце марта 1920 года скончалась жена Добровольского. Чувствуя, что не может один оставаться работать в Смоленске, Владимир Николаевич отправился с сыном Алексеем в Даньково. В пути им встретилась подвода с прудковскими коммунарами, которые согласились подвезти пешеходов. Подвода проехала несколько километров, как вдруг из кустов раздались выстрелы, одним из которых был убит Владимир Добровольский. Он был похоронен недалеко от Данькова.
При подготовке материала использовались книга «Искатель живой воды» Е. Добровольской, Ю. Пашкова, Смоленск, 1987 г.; брошюра «В. Н. Добровольский» (краткий биографический очерк) В. Дмитриева, Смоленск, 1930 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|