Традиции рыночных отношений вековой давности
Почти сто лет назад ассортимент товаров на смоленских рынках был весьма и весьма широк. «Здесь можно было купить всё: от сапог с картонными подметками до медных колец «под золото».
Самые разные источники сохранили сведения о традициях смоленских барахолок. Наиболее ценные – воспоминания очевидцев и участников этого своеобразного сегмента сферы смоленской торговли. Личное мнение смоленских старожилов ни в коей мере не следует считать попыткой как-то задеть участников самого древнего процесса, который в просторечии именуется «купи-продай». Начать имеет смысл с гео-графии рынков Смоленска. Один из самых известных – «Большой» – располагался за Днепром. Надо сказать, что вся правобережная сторона города в той или иной мере имела отношение к торговым делам. Здесь находилось множество магазинов и лавок, а неподалеку шумела толкучка. Нынешний Заднепровский рынок появился на карте Смоленска лишь в 30-х годах прошлого столетия. А наш «привоз» с незапамятных времен освоил площадку, где впоследствии появился льнокомбинат. На народном языке это веселое место называли «толчком», «барахолкой» и просто «базаром». Здесь продавали всё и всем.
«По средам и субботам продавали с возов муку, крупу, зерно, семена».
В районе нынешних Новомосковской и Новоленинградской улиц стояли одноэтажные дома с большими подвалами. В этих помещениях готовили и продавали конфеты. А собственно базар располагался под открытым небом.
Там были «обжорные ряды»: грязные деревянные столы и длинные скамейки под дощатыми навесами. Здесь никто никогда не убирал грязь. «Обжорка» была вотчиной местных жителей – в первую очередь женщин, которые приходили сюда с товаром из Ямщины, Донщины, Рачевки и Садков (так назывались смоленские предместья). «В обжорных рядах за две копейки можно было купить чашку кислых-перекислых щей, рубец (или желудок) сомнительной чистоты и свежести, кусок легкого, печени или горла. Можно было купить колбасы, неизвестно из чего сделанной», – пишет в своих воспоминаниях очевидец. Торговля шла оживленно. Зимой хозяйки привозили товар на санках. Горячую еду – супы и похлебки – укутывали тряпьем, чтобы не остыла. Продавали пирожки «с пылу с жару, пятачок пару». Все это готовилось здесь же на жаровнях. С этими пирожками и пышками связан один комичный случай, описанный в воспоминаниях старожила.
Итак, был банный, или, как его иногда называли, «свободный» день. Отец и сын возвращались домой через рынок. Денег у них не было: двадцать копеек, полученные дома от матери, потратили в бане. На «толчке» они услышали призыв торговца пышками. «Надо сказать, что продавцы мало сыпали сахару на свой товар, – вспоминал невольный участник тех событий.
– Отец и говорит, мол, пышки твои хороши, да маловаты. Продавец взвился и давай кричать: «Да я тебя пятерней перешибу, пяткой в гроб загоню».
Слово за слово – начался спор. По условиям этого спора выходило так: если отец съест тридцать пышек, то продавец платит сверху три рубля, а если не сможет съесть, тогда проигравшая сторона оплачивает весь съеденный товар и дает продавцу три рубля в придачу. На что отец надеялся, неизвестно (он был росточка небольшого), но под хохот окружающих умял все тридцать пышек и попросил добавки. Спор есть спор – уходили из дома с двадцатью копейками, а вернулись с тремя рублями».
Недалеко от «обжорки» располагались рыбные и мясные ряды. Здесь было очень чисто, поскольку сюда приезжали за товаром «господа». В рыбных рядах можно было купить рыбу из всех морей, рек и океанов. Торговали здесь и икрой. С 6 декабря (по старому стилю), то есть за месяц до Крещения, на базаре ставили карусели, приезжал бродячий цирк, появлялись палатки со всякой всячиной. Гульба и бойкая торговля длились целый месяц, до 6 января.
Кроме сапог с картонными подметками и медных колец «под золото» на базаре продавали еще и брюки, сшитые из мешковины, и полушубки из неизвестного меха (который в прошлой жизни, возможно, лаял и мяукал), было и откровенное воровство. В общем, барахолка как барахолка. Ее прикрыли в 1932 году, когда начали строить льнокомбинат. Рынок переместился на территорию нынешнего Заднепровского. Затем, после строительства крытых павильонов в семидесятых годах прошлого столетия, барахолка переехала в верхнюю часть города, на то место, где сейчас стоит торговый комплекс «Центрум».
Еще один рынок в дореволюционном Смоленске проходил по средам и субботам на месте нынешней площади Победы. Тогда от Молоховских ворот (до наших дней они не сохранились) начинался Киевский большак. А у самых ворот была огромная площадь. Если говорить о специфике этого места, то торговля здесь была более спокойной, размеренной и законопослушной. Тут собирались жители окрестных деревень. Товар был тоже специфический: мука, зерно, сельхозинвентарь, продавали лошадей, крупный рогатый скот.
Описание сколько-нибудь примечательных случаев найти не удалось.
До наших дней сохранился рассказ об особенностях смоленского «бизнеса», точнее, описывался такой способ организации дела, который позволял избавиться от неизбежного воровства приказчиков. В магазине Кувшинникова, например, все приказчики были «на проценте», то есть в конце определенного периода получали часть прибыли от торговли. Тот, кто отказывался от получения «процента» деньгами, мог вложить свою долю в развитие дела и становился компаньоном владельца. Эти компаньоны были уже кровно заинтересованы в развитии предприятия. Поэтому они и сами не воровали, и за другими приглядывали. В 1917 году, по некоторым сведениям, именно эти «компаньоны» принимали непосредственное участие в противодействии революционным процессам, а чуть позже в этих кругах появился контрреволюционный «Союз Михаила Архангела». Вот так люди защищали результаты своего труда.
Еще одно место в городе, где собирались жители тогдашнего Смоленска, ни в коем случае нельзя назвать торговым в прямом понимании этого слова. Но с ним связаны некоторые особенности смоленского быта в начале двадцатого века, поэтому обойти его вниманием будет неверно. Вознесенский женский монастырь с момента возникновения был центром паломничества. Приезжающих сюда паломниц смоляне звали «авдотками». Откуда пришло это слово и что оно означало, сейчас сказать трудно. Часто в монастырь приезжали с дарами для святой обители. Женщины, у которых не было денег, организовывали у стен монастыря стихийную торговлю вещами и продуктами.
Настоятельницы этой торговле не препятствовали: деньги, вырученные от продажи вещей, богомольные смолянки тратили на церковные свечи и милостыню. Это торговое место привлекало многих жителей Смоленска.
Много воды утекло с тех пор. Канули в Лету толкучки, обжорки, барахолки.
Но мало что изменилось при совершении коммерческих сделок на рынках: «ударили по рукам», а дальше – «продавец – с наваром, покупатель – с товаром».
< Предыдущая | Следующая > |
---|