Ко дню рождения героической летчицы Екатерины Будановой
Марина Раскова, Евдокия Бершанская, Тамара Казаринова, Лидия Литвяк, Евдокия Никулина, Анна Тимофеева, Клавдия Блинова… Все это имена советских летчиц, которые воевали во время Великой Отечественной войны. Боевые подразделения, в которые входили летчицы-истребители, наводили страх на бывалых немецких пилотов. Летчики Люфтваффе прозвали их «ночными ведьмами». Наша землячка Екатерина Буданова была в числе летчиц-истребителей.
Екатерина Буданова родилась 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянке Вяземского района, в крестьянской семье. Отец умер в 1924 году, и мать осталась одна с пятью детьми. Катя окончила Вепревскую начальную школу, затем два года училась в Ермолинской семилетке. Последний, седьмой класс она закончила в школе-интернате под Вязьмой. После этого она уехала в Москву, где на авиационном заводе уже трудилась ее сестра. Девушка также устроилась работать на завод, вскоре стала токарем. С детства она мечтала стать пилотом, поэтому Екатерина попутно занималась в аэроклубе. Также вела активную общественную работу: ее назначили старшей пионервожатой одной из московских школ. Затем Екатерина окончила летную школу, работавшую при заводе, и стала летчиком-инструктором. С 1934 года она стала совершать вылеты, к началу Великой Отечественной войны она подготовила 65 летчиков.
В первые дни Великой Отечественной многие девушки и женщины изъявили наряду с мужчинами желание служить на фронте. Многие из них писали письма Герою Советского Союза штурману Марине Расковой, которая с зимы 1937 года была в штате Особого отдела Наркомата внутренних дел. Именно ей принадлежала инициатива формирования боевых женских авиационных полков. 8 октября 1941 года народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин подписал приказ «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Согласно этому документу нужно было сформировать три авиационных полка: 586-й истребительный авиационный полк на самолетах «Як-1» – с местом дислокации в Энгельсе; 587-й авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах «Су-2» – в Каменке; 588-й ночной авиационный полк на самолетах
«У-2» – в Энгельсе. Руководить формированием полков должна была Раскова. Кандидатами для службы стали женщины-пилоты гражданского флота, летчицы аэроклубов, также служить в авиаполках изъявили желание женщины, чья мирная жизнь никак не была связана с авиацией. 10 октября 1941 года Екатерина Буданова была зачислена в 586-й истребительный авиационный полк.
В Саратове Екатерина Буданова прошла летную подготовку для полетов на боевом «Як-1» (до этого она летала на одноместном «Ут-1»). Свои первые боевые вылеты Екатерина Буданова совершила, защищая этот город от нападений немецких бомбардировщиков. В период с 16 апреля по 10 сентября 1942 года летчица совершила 55 боевых вылетов: она занималась патрулированием воздушного пространства и сопровождением самолетов транспортной авиации. 10 сентября 1942 года Екатерину Васильевну направили в 437-й авиационный истребительный полк, который воевал под Сталинградом. Совершая вылет в паре с летчицей Беляевой, Буданова обнаружила группу из 12 вражеских бомбардировщиков. Девушки атаковали их, что заставило немецких пилотов сбросить бомбы в степь. 6 октября Екатерина Васильевна в одиночку атаковала группу из 13 немецких самолетов Ju-88, сбила один из них. Это был первый самолет, зачисленный на боевой счет летчицы. Находясь на службе в этом полку, Екатерина Буданова познакомилась с Лидией Литвяк, с которой подружилась и совершала многие боевые вылеты. В ноябре 1942 года Екатерина Васильевна, совершая боевые вылеты, сбила в группе два Me-109, а затем бомбардировщик Ju-88.
Служа на фронте, Екатерина Васильевна поддерживала связь с учениками 63-й школы столицы, она писала им письма, в которых рассказывала, как советские летчики борются с врагами. Выступала она и перед работниками авиационного завода Москвы, рассказывая, что «стать опытным бойцом или командиром под силу каждой женщине, в ком бьется сердце патриотки».
Екатерина Буданова была первой летчицей, которая была определена в группу «свободных охотников». «Свободная охота» была одним из сложнейших видов боевой деятельности летчиков. Полеты выполнялись за линию фронта, в тыл противника. Летчики обычно отправлялись на задание парами, но иногда группой из четырех – шести самолетов. Они должны были с одного захода выполнить поставленную задачу: поразить самолет противника, а если таковой не удавалось найти, то целью становились автоколонны, эшелоны, отдельные группы войск. Тактика «свободной охоты» была востребована немецкими асами, а затем ею стали успешно пользоваться советские летчики-истребители. 10 декабря Екатерина Васильевна возвращалась с боевого задания, как вдруг ее атаковали два самолета Ме-109. Несмотря на то что горючее и боеприпасы были на исходе, Буданова приняла бой. В лобовой атаке она подожгла один из этих самолетов.
В январе 1943 года Екатерину Буданову перевели служить в 73-й гвардейский истребительный полк. Во время одного из боевых вылетов группа, в состав которой входила Буданова, обнаружила 19 «юнкерсов», сопровождаемых четырьмя истребителями. Был затяжной бой, в котором Буданова уничтожила один из истребителей, задетый командиром их группы. В феврале 1943 года Екатерина Буданова получила боевую награду –
орден Красной Звезды. В марте она, возвращаясь со «свободной охоты», сбила истребитель FW-189. В период с марта по июнь 1943 года летчица, работая в составе групп, уничтожила два немецких истребителя, а в середине июля она записала на свой личный боевой счет еще одного «юнкерса». Заслуги летчицы вскоре были оценены командованием, Екатерину Васильевну наградили орденом Отечественной войны I степени.
19 июля 1943 года Буданова в составе группы истребителей прикрывала «Ил-2», Екатерина Васильевна была замыкающей в группе. Внезапно в воздухе появились три самолета противника, бой с которыми пришлось принять летчице. В этой схватке она погибла, но сбила свой последний самолет. Жители деревни, наблюдавшие за военным боем, видели как сначала упал один из «мессеров», а затем и наш «Як». Они вытащили Буданову из горящего самолета, но помочь ей не смогли. Девушку похоронили на окраине деревни Ново-Красновки. Командование, оценивая заслуги Екатерины Васильевны, представило ее к званию Героя Советского Союза. Но присвоение звания так и не произошло.
За свою недолгую боевую деятельность Екатерина Буданова осуществила 266 вылетов. Шесть самолетов она уничтожила лично, пять – в составе групп. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобрикове Антрацитовского района Луганской области. На могиле установлен памятник. А 1 октября 1993 года Указом президента РФ Екатерине Будановой было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации – за мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны.
Сегодня одна из улиц Кунцевского района Москвы, а также улица поселка Туманово Вяземского района Смоленской области носят имя Екатерины Будановой, а на школе №63 столицы, где она когда-то была пионервожатой, установлена мемориальная доска. Вера Мухина создала бюст Будановой, который теперь хранится в Третьяковской галерее. Имя героически погибшей летчицы увековечено на Мамаевом Кургане, в зале Воинской славы. Самуил Маршак написал стихотворение «Катя Буданова», позже смоленский композитор И. Трушкин написал «Песню о Кате Будановой» на эти стихи. А в музее Тумановской средней школы хранятся материалы о летчице.
При подготовке материала были использованы книга И. Беляева «Золотые звезды Смоленщины», Смоленск, 2006 г; материалы сайтов Pro-podvigi.ru, Warheroes.ru, Chekist.ru.
< Предыдущая | Следующая > |
---|