Месяц вьюг, морозов и праздников
Этот месяц наши предки-славяне называли по-разному: студнем, зимником, груднем, ветрозвоном. С ним связывали многие народные приметы. По погоде, стоявшей в декабре, судили о характере двух предстоящих зимних месяцев, а также пытались определить, какое будет лето – сухое или дождливое. Последний месяц года наполнен множеством праздников, которые наши предки связывали с различными обрядами и обычаями.
Период с 1 по 22 декабря в народе именовался первозимьем, с 22 по 31 декабря – коренной зимой. Холодный, снежный, с большим инеем декабрь сулил нашим предкам урожай в будущем году. Первый день декабря (день Платона и Романа) во многих губерниях России именовали зимоуказателем: если стояла хорошая погода, то ожидали мягкую зиму. В день святого Прокла (3 декабря) проклинали подземную нечисть, чтобы обезопасить свое жилище. 4 декабря отмечается Введение в храм Богородицы. В простонародье день именовали Введеньем, праздник был связан со вступлением зимы в свои права: «Введенье – ворота зимы». По погоде, стоявшей в этот день, судили о том, суровыми или теплыми будут рождественские праздники. Введенье было ознаменовано началом зимних торгов: открывались Введенские ярмарки, на которых торговали санями. В этот праздник совершали пробные выезды на санях, хотя полагали, что санный путь окончательно устанавливался только со следующего, Прокопова дня.
7 декабря – день Екатерины Санницы. Устраивали Катерининские гуляния, гонки на санях, в которых участвовали парни и молодые мужчины: «Катеринин день пришел – катание привел». Существовал обычай «казать молодую»: молодожены, у которых осенью прошла свадьба, совершали выезды на разукрашенных санях. Считалось, что в этот день каждый должен скатиться с горы на санях, чтобы избавиться от дурных мыслей. Святая Екатерина почиталась в народе как покровительница брака, поэтому девушки и парни молились ей, прося о счастливой семейной жизни. Накануне этого праздника девушки гадали: под подушку клали хлеб – в надежде, что ночью им приснится суженый. Если в этот день была оттепель, слякоть и туман, то сильных холодов не стоило ожидать до 17 декабря.
День Григория Победоносца в народе именовали Юрием Осенним или Егорием Холодным. Бытовала поговорка: «На Руси два Юрия: один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)». В этот день «слушали воду» в колодце: если стояла тихо – это предвещало теплую зиму, если удавалось услышать звуки – стоило ждать вьюги и морозы. С этим праздником была связана и такая примета: если на Егория Холодного выпадет много снега, то на Егория Весеннего (6 мая) будет много травы. День был знаменателен еще и тем, что до конца XVI века в течение недели до и недели после этого праздника крестьянин мог перейти от одного землевладельца к другому. 12 декабря отмечали день Святого Парамона. Наблюдали за тем, какая погода стоит утром: если ясная, то весь декабрь будет таким. Существовал обычай убирать снег с крыш, причем непременно вениками и метлами.
День Николая Чудотворца (19 декабря) был особо почитаем нашими предками, так как этот святой считался помощником во всех крестьянских делах. Кроме того, святой Николай считался покровителем путешественников и моряков. С этого дня во всех губерниях России устраивали братчины (большие собрания соседей и родных), называемые Никольщинами. Они длились несколько дней, причем в разные дни крестьяне собирались в разных домах –в порядке очередности. В Смоленской губернии эти братчины называли праздником свечи (подобные праздники также устраивались весной и осенью); в Краснинском и Рославльском уездах участников называли братчиками. Деньги на мероприятие собирали вскладчину. Считалось позором не проводить у себя в доме братчину: «На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья». Собирали зерно, варили пиво и брагу, обязательным кушаньем для угощения гостей были пироги: «Красна Никольщина пивом да пирогами». Также крестьяне заготавливали воск на свечу и совместно лепили ее. Часто эта свеча изображала человека. Возможно, это был образ предков, почитание которых было обязательно в этот день: в некоторых губерниях над такой свечой причитали, словно над умершим. Свечу устанавливали у иконы Николая Чудотворца, которую чаще всего приносили из церкви. Перед совместной трапезой молились у иконы. На братчинах вели беседы о хозяйственных делах, пели песни, которые восхваляли гостеприимство хозяев дома, где проходило собрание. В Поречском уезде Смоленской губернии в самый разгар посиделок появлялись так называемые «цыганки», которые били вениками молодых супругов, чтобы жизнь их была долгой и счастливой, и у них родилось много детей. Незамужние девушки праздновали Никольщины отдельно. Они нанимали пустующую избу, приносили с собой кушанья. В гости они приглашали парней, которые приносили с собой угощения.
С этого дня начиналось сватовство. Те, кто желал пожениться в будущем году, просили помощи у Николы. Сразу после праздника молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам и игрищам: шили костюмы для представлений, делали маски для колядок. Примечали погоду: если в это день был иней, то ожидали хороший урожай овса. В этот праздник устраивали торги хлебом. Бытовала поговорка «Никольский торг – всему указ».
22 декабря чтили память Анны Зимней (Темной). Она считалась покровительницей беременных женщин, им в это день предписывалось соблюдать строгий пост. В этот день большой иней на деревьях предвещал урожайный год. А солнечная и ясная погода сулила ясную и морозную новогоднюю ночь.
День Спиридона Солнцеворота отмечали 25 декабря. Наши предки считали, что солнце в этот день «поворачивает на лето, а зима – на мороз». Говорили: «После Спиридона день хоть на куриный шаг, но прибавится». Крестьяне в этот день разжигали костры – символ солнца. Дети скатывали с гор колеса, призывая весну и тепло вернуться скорее. Утром жители деревень и сёл выходили за околицу, чтобы «зазывать солнце повернуться». На Спиридона выпекали караваи, которые делали по особым рецептам: в середину клали зерна, травы, овсяные стебельки. При подаче на стол в середину каравая ставили баночку меда. Наши предки полагали, что в этот день нельзя работать. Считалось, что именно в этот день начинается новый трудовой цикл в крестьянском народном календаре. Со следующего дня наблюдали за погодой в течение 12 суток. Верили, что какая погода стояла 26 декабря, такая будет и в январе, 27 декабря – в феврале, 28 декабря – в марте.
При подготовке материала использовались статьи В. Добровольского «Значение праздника «Свечи» из журнала «Этнографическое обозрение», 1900 год, №4, и А. Смирновой «Венец года» из журнала «Край смоленский», 1991 год, №4.
< Предыдущая | Следующая > |
---|