Клавдий Лебедев. «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году»

Ко Дню судебного пристава

1 ноября в России ежегодно отмечается День судебного пристава. Институт судебных приставов был восстановлен в ходе судебной реформы 1864 года, хотя первые упоминания о людях, выполнявшие обязанности, сходные с функциями современных судебных приставов, встречаются еще в документах Древней Руси XIII века.

С глубокой древности существует в обществе проблема долговых отношений. В разные исторические периоды способы взыскания долгов были различными, и постоянно существовали люди, занимавшиеся этими взысканиями. В период Древней Руси (X веке) все местные племена облагались налогами – данью, сборщиками которых выступали сами князья со своими дружинами. К тем, кто не желал платить дань, применялись «силовые методы». В это время размер податей, которые полагалось уплатить, не был фиксированным, поэтому часто племена выражали недовольство чрезмерными поборами и поднимали восстания. Во время княжения Ольги были утверждены новая форма сбора дани – «повоз» (население само привозило дань в специально подготовленные для этого становища) и определенные размеры повинностей.
В XI веке был принят свод законов «Русская правда», прописывавший четкий порядок сбора долгов и возврата заемного имущества. В роли взыскателей так же, как и раньше, выступали княжеские дружинники. Приставы как таковые впервые упоминаются в псковских и новгородских договорных и судных грамотах, относящихся к XIII–XV векам. Так называли помощников судей и исполнителей разных судебных обязанностей. Они обладали рядом полномочий. Так, например, они могли вызывать ответчиков на великокняжеский суд, собирать доказательства в пользу истца. Также им в обязанности вменялся розыск и доставка ответчиков в суды и наблюдение за тем, чтобы судебные пошлины уплачивали в срок.
Судебники 1497-го и 1550 годов обозначили дополнительные аспекты деятельности приставов. Для розыска беглых холопов могли проводить обыски, а для получения информации о преступниках – расспросы и даже пытки. Кроме того, приставам вменялось в обязанность наблюдать за ответчиками во время следствия и суда.
С начала XV века по XVII век судебного пристава называли недельщиком. Это было связано с тем, что пристав исполнял свои обязанности неделями. Когда судебный пристав вступал в должность, дьяк заносил его имя в специальную книгу. Туда же вносились и имена поручителей. Недельщики должны были оповещать стороны об их участии в суде, а также доставлять ответчиков в суды. Кроме того, они занимались розыском воров и разбойников. Но все это они делали лишь в пределах города. А чтобы, например, вызвать в суд ответчика, живущего в уезде, недельщики содержали при себе на службе так называемых ездоков. Последние действовали от имени недельщиков – и под их ответственность. Недельщикам и ездокам полагались вознаграждения: «хоженое» и «езд», которые взимались с ответчиков. Сумма «хоженого» составляла от десяти денег (старинная русская серебряная или медная монета достоинством в полкопейки) до полтины, а сумма «езда» варьировалась в зависимости от расстояния, которое преодолевал ездок. Недельщиков и ездоков наказывали за любое нарушение – например, за взятие слишком большого «хоженого» или «езда», за отпускание воров: сажали в тюрьмы, подвергали торговой казни (публичное телесное наказание) или лишали звания.
В 1649 году было принято Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Там прописывали как более широкие полномочия приставов, так и более строгую ответственность для них. Этот документ определял и новый вид ответственности крестьян за недоимки: «правёж». Крестьян привязывали к позорному столбу и «выколачивали» из них долги. В петровскую эпоху такой вид наказания заменили принудительными работами. В XVIII веке должность судебных приставов была упразднена, и функции, прежде выполняемые
ими, были возложены на полицию. Но такая перемена не способствовала совершенствованию системы взыскания долгов, ведь полицейские не получали дополнительное вознаграждение за исполнение обязанностей судебных приставов. Судебные разбирательства затягивались, а судебные решения не исполнялись. В это время возросло количество долговых ям; за неуплату подушной подати отправляли на принудительные работы, забирали в счет долгов имущество. Остро стояла проблема реформирования судебной системы и введения вновь института судебных приставов.
В 1864 году Александр II подписал указы, касающиеся реформы судебной системы страны. Вновь была введена должность судебных приставов. В этот период судебные приставы состояли при кассационных департаментах правительствующего Сената, при судебных палатах, при окружных судах. Законодательство четко прописывало требования, которым должен был отвечать кандидат на должность судебного пристава. Пристав должен был быть не младше 21 года; русский; не иметь долговых обязательств; не состоять на правительственной службе или на выборной должности; не быть под следствием. Судебных приставов окончательно утверждали в должностях только по истечении года службы. Их приводили к присяге духовные лица на общем собрании сотрудников того судебного учреждения, куда назначали служить. После присяги приставу выдавали свидетельство о вступлении в должность, особые нагрудный знак и печать. Решения судебных приставов были обязательными для исполнения должниками, а если ответчики оказывали сопротивление приставам, то их могли сослать на каторжные работы или определить в арестантские роты. Для самих приставов также была установлена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственности, если они ненадлежаще выполняли свои обязанности.
24 ноября 1917 года Совет народных комиссаров своим декретом ликвидировал прежнюю судебную систему, вместе с этим был упразднен и институт судебных приставов. Судебных приставов сменили судебные исполнители, служившие при судах. Они исполняли решения по гражданским делам и иным денежным взысканиям. Судебных исполнителей назначали на должность и увольняли по распоряжению губернского или окружного судов.
6 ноября 1997 года вступили в силу Федеральные законы Российской Федерации «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», определяющие правовую основу деятельности судебных приставов как самостоятельной службы в системе Минюста России. С этого времени служба судебных приставов была отнесена к ведению органов исполнительной власти. С 1 июля 2002 года на службу судебных приставов дополнительно возложили функции дознания и административной юрисдикции. Федеральная служба судебных приставов как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти была образована в 2004 году – в соответствии с указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области было образовано в декабре 2004 года. В его структуру входят аппарат в составе 14 отделов, 30 районных отделов, межрайонный отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов города Смоленска и специализированный отдел оперативного дежурства. Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области в настоящее время выполняет задачи, связанные с принудительным исполнением судебных решений и актов специально уполномоченных органов, предусмотренных действующим законодательством об исполнительном производстве; производством дознания и пресечением административных правонарушений; обеспечением установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражного суда, а также управляет районными отделами.

 

При подготовке материала использовалась статья «Кредитная» история, или как это было», размещенная на сайте Федеральной службы судебных приставов РФ (Fssprus.ru), сайт Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (R67.fssprus.ru), учебное пособие «Исполнительное производство» В. Пиляевой, Москва, 2005 год.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу