Как и во что одевался смоленский народ
Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно было безошибочно определить, из какой волости приехал человек. На Смоленщине в XIX – начале XX веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, социального статуса людей, носивших их. Сегодня образцы народных костюмов можно увидеть в музейных экспозициях, на выступлениях фольклорных ансамблей или же при реконструкциях исторических событий.
В XIX – начале XX веков в Сычёвском, Гжатском, Вяземском, Юхновском уездах Смоленской губернии был распространен комплекс женского крестьянского костюма с косоклинным сарафаном. Такой тип сарафанов считается одним из ранних видов русской одежды. Трапециевидный по форме, он состоял из нескольких полотнищ: два – спереди, одно – сзади, несколько боковых. На Смоленщине косоклинные сарафаны назывались клинастик, китайка, сукман и сорококлин. Название зависело от покроя, материала, из которого был пошит сарафан, места распространения, украшений. Полотна для сарафанов ткали дома, из льняных и шерстяных нитей. Позже зажиточные крестьяне стали покупать в городах фабричные ткани: шелк, атлас, ситец, кумач. Косоклинные сарафаны были однотонными (темно-синие, черные, красные). Их подолы, лямки, проймы и передний шов украшались лентами, позументами или тесьмой.
Под сарафан надевали рубаху, которая шилась по определенной модели. Основа женских рубах, которые делились на цельные и составные, называлась станом. Как правило, он состоял из трех холщовых полотнищ. Горловина рубахи была собрана под узкую обшивку, плотно облегала шею; плечевые вставки (полики) – прямые и пришиты по утку (уток – система нитей, которые в ткани располагаются поперек длины куска, проходя от одной кромки к другой); рукав делали прямым или зауженным к низу. Рубахи также украшали вышивкой. Стоит отметить, что рубаха была главным компонентом народного крестьянского костюма – как мужского, так и женского. Как самостоятельная одежда она использовалась у детей, которым еще не исполнилось 13 лет.
Особенностью рубах Сычёвского уезда было богатое декоративное убранство. Рубахи Юхновского уезда – широкие, из четырех полотнищ, цельные и длинные. Их подол украшали красной лентой, и он был виден спереди из-под сарафана. Комплекс с косоклинным сарафаном также дополнялся плетеными и ткаными поясами. Костюмные комплексы были дополнены головными уборами: «сороками» (головной убор замужних женщин, надевался поверх «кички»), «рясками» и кокошниками (головные уборы в виде гребня, округлого щита вокруг головы), косынками, шапками с хвостами и другими. На Руси бытовало поверье, будто в женских волосах заключена некая магическая сила, и поэтому их нужно тщательно прятать. Это и обусловило то, что головной убор являлся неотъемлемой частью женских крестьянских нарядов. Он был составным, многопредметным. Сначала на волосы надевали чепец или волосник, они должны были держать прическу. Затем сверху надевали убор, который придавал форму; в некоторых уездах он назывался «роги», «колоды», «подубрусники». А затем уже надевали основную часть головного убора – повойник, кику, косынку и другие.
В Ельнинском и Рославльском уездах на рубеже XIX – XX веков был распространен комплекс с понёвой (род шерстяной юбки длиной до щиколоток). Причем понёвы были двух видов (распашная и юбка-понёва). На Смоленщине понёву шили из домотканых шерстяных темно-синих в крупную клетку полотнищ. Вверху ее собирали на гашник, который держал понёву на бедрах. Длинная рубаха вытягивалась из юбки, образуя большой напуск. По низу понёвы был пушен ряд ярких нашивок. Дополнялся костюмный комплекс разноцветными «сороками», бисерными чепками и нагрудными украшениями. Поверх рубах надевали фартуки («занавески»). Девичьи «занавески» были ярко украшены, а старушечьи – напротив, были неприметны.
Самыми распространенными комплексами женской одежды Духовщинского, Краснинского, Смоленского, Поречского, Рославльского, Велижского уездов были юбки-андараки и прямые сарафаны. Весьма популярен был андарак с кабатом: юбка состояла из пяти-шести полотнищ домотканого полотна и была собрана под пояс-обшивку. Такая юбка пришивалась к кабату – круговому лифу.
Комплексы с прямым сарафаном (саяном) чаще носили молодые женщины. Два передних полотнища собирались в сборку высоко на груди, под планку. Боковые и задние – выше талии, под узкий лиф с маленькой спинкой, переходящий в узкие длинные лямки. Чаще всего летние сарафаны были пошиты из льняного или полульняного домотканого полотна в клетку от двух до шести цветов. Зимние были однотонными. Виды рубах, входившие в комплексы с понёвой и прямым сарафаном, были весьма своеобразны. Например, в приграничье Смоленского и Поречского уездов были распространены рубахи с рукавами, очень широкими в верхней части; широкой горловиной, открывающей верх груди и плечи; маленькими короткими поликами. Оплечье и низ рукавов таких рубах обычно украшали полосами переборного ткачества, а основой геометрического орнамента были ромбы, внутри которых изображались солярные знаки – свастики. Тканый рисунок был выполнен темно-красными и черными нитями, лишь позже стали использовать нити других цветов.
В последние десятилетия XIX века деревня начинает испытывать на себе городское влияние. Сельские модницы шьют себе наряды с оглядкой на городскую моду. Например, в Велижском уезде появились юбки «с хвостами»: переднее полотнище – прямое, немного собранное вверху под пояс, а задние –клинообразные, были заложены вверху в складку и образовывали так называемый хвост.
Из верхней одежды у женщин были популярны курты с узорами, чекмени (суконная верхняя одежда халатообразного покроя), безрукавки, сермяги (верхняя одежда из грубого некрашеного сукна), шубы.
Женские народные костюмы отличались большим разнообразием, чего не скажешь о мужских. Подобно женскому наряду, в мужском костюме основным элементом являлась рубаха. Повседневные рубахи отличались простотой исполнения, их шили из холста. Подолы, края рукавов, вороты праздничных рубах украшали ткачеством или вышивкой. В XIX веке на Смоленщине существовали несколько разновидностей мужских рубах. Например, туникообразная. Спина и передняя часть такой рубахи состояли из одного полотнища, по бокам были прямые вставки. Горловина и пазок обшивались цветной тканью, застегивались на одну пуговицу. В середине века покрой рубахи меняется. Ее стали шить из двух полотнищ, по бокам – косые клинья, а внизу рукавов пришивали манжеты. Горловина была сделана в виде стойки, а пазок закрывался планкой на две-четыре пуговицы.
Порты шились из неотбеленного или окрашенного в синий цвет льняного или посконного холста, были просты в исполнении: два полотнища перегибали в основе, между ними вшивали клин. Держались они на шнурке, называемом гашником, на бедрах. На холодное время года шили порты из шерстяной ткани. Потом на смену портов пришли штаны, которые шили из фабричных тканей.
Верхней мужской одеждой были армяки, зипуны, шубы и полушубки, тулупы и кафтаны, балахоны и поддёвки. И женская, и мужская верхняя одежда была распашной, поэтому важной деталью одежды был кушак (пояс). Их выполняли в разных техниках. Были тканевые, плетеные, вязаные пояса, пояса из кожи и бисера.
Среди мужских головных уборов на Смоленщине были распространены шапки-валенки, а также шапки-малахаи (с ушами и лопастью сзади). Также мужчины носили картузы.
Обувались крестьяне в лапти, которые отличались формой головок и техниками плетения. Их носили с холщовыми или шерстяными онучами и пеньковыми оборами. Также плели чуни из веревок, шили и кожаную обувь.
За помощь в подготовке материала благодарим сотрудников Смоленской областной юношеской библиотеки. При подготовке материала использовалась работа Л. М. Козиковой «Традиционный крестьянский костюм Смоленской губернии XIX – начала XX вв.».
< Предыдущая | Следующая > |
---|