Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «Масленица в дом идет – за собой весну ведет!»

Борис Кустодиев. «Зима, масленичное гулянье». 1919 г.

В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. С незапамятных времен на Руси она была одним из самых веселых народных праздников. С ней связано множество примет и обрядов. Крестьяне наблюдали за погодой, которая стояла на масленичной неделе, и по ней судили, какими будут весна и лето. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о приметах, которым верили в Смоленской губернии.

Крестьяне всегда старались предугадать, какой будет весна: ранней или поздней. Ведь от этого зависело время начала полевых работ. Например, если на Ефимья – 20 января (2 февраля) – в полдень будет солнце, то жди раннюю весну. Если на Трифона – 1 (14) февраля – небо усыпано звездами, то весна будет поздняя. В Максимов день – 21 января (3 февраля) – наблюдали за месяцем: «Взойдет затуманившийся светел месяц, из-за облаков выглянет – доброе будет жито; ясное небо – в амбаре будет по осени пусто» (В. Чигирев. «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI–XIX веков», Москва, 1957 г.).

Февраль – время сватовства, сговоров, рукобитья, девичников и свадеб. В быту он так и назывался: «свадебный», «свадьбишный». Свадьбы играли до масленой недели, до начала весенних работ.

Много примет связано со Сретеньем – 2 (15 февраля). В христианском календаре это день, в который Богородица принесла в храм младенца, чтобы совершить обряд ритуального очищения. Раньше Сретенье в русской деревне не считалось большим праздником, а воспринималось только как встреча зимы и весны. Приметы, связанные с этим днем, появились позднее. Если утром на Сретенье выпадает снег – будет урожай ранних хлебов, вечером – поздних. Капель предсказывала урожай пшеницы. Считалось, что в этот день «ветер отряхивал нечисть с деревьев». Это обещало хороший урожай фруктов и овощей.

В феврале совершали обряды, с помощью которых крестьянин противостоял враждебным силам: ведьмам, колдунам, «коровьей смерти». Согласно поверью в период весенне-летних полевых работ и осенней уборке урожая ведьмы всячески вредили крестьянам. Кроме того, 1 (14 февраля) – в Трифонов день – заклинали мышей, которые уничтожали хлеб, сложенный в скирды. Приглашенный знахарь вынимал из стогов по клочку сена. Их сжигали в печи, а затем всыпали золу в те места, откуда было вытянуто сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятья (В. Чигирев, «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков», Москва, 1957 г.).

В день памяти мученицы Агафии, которую крестьяне называли Агафьей Коровницей, – 5 (18) февраля, а также в день Власия Севастийского – 11 (24) февраля – обращались к святым за покровительством домашнему скоту. Агафью и Власия почитали как покровителей домашнего скота и птицы. Считалось, что они охраняли животных и ухаживали за ними вместе с домовым. В разных областях, чтобы спасти скот и дать ему плодовитость, выполняли разные обряды: кормили животных хлебом, окропленным крещенской водой; пекли специальный хлеб –например, пышки с молочной кашей.

Дни Ефрема Сирина – 28 (10) февраля и Анны Пророчницы – 3 (16) февраля – были связаны с обрядами почитания домового. Легенда гласит, что некоторые ангелы отошли от Бога и были низвергнуты и отправлены на землю. Те, кто попал на поле, стали полевиками, упавшие во двор и дом стали дворовыми и домовыми, попавшие в овин – овинниками. Хозяйка обязательно оставляла домовому еду. Тогда он целый год был смирен и даже услужлив: охранял скот и ухаживал за ним.

В понедельник на масленой (сырной) неделе крестьяне, как правило, не работали. Они ездили на базар, закупали продукты, подарки. Денег не жалели: на масленой принимали гостей и сами ходили в гости. По традиции, готовили разные угощения и накрывали «хлебосольный» стол. Каждый старался празднично одеться.

Блины – символ солнца –непременное блюдо на Масленицу. Первый блин, испеченный хозяйкой, посвящался умершим родителям, его клали на окно. Считалось за великий грех оставлять блины недоеденными. Поэтому остатки этой пищи оставляли нищим и бедным.

На Масленицу весь народ – и стар и млад – веселился. Одно из любимых занятий в это время – катание на лошадях. В крупных торговых селах устраивали грандиозные катания – «съездки». В село приезжали с утра, останавливались у родных и знакомых или в домах, специально нанятых под «игровые». После обеда начиналось веселое катание. Если девушек возил незнакомый кучер, они должны были угостить его водкой, закуской.

На Масленицу одним из наиболее популярных развлечений были кулачные бои. В некоторых деревнях на Масленицу было принято «в складчину варить пиво и вместе распивать его». Этот обычай назывался братчиной.

Практически во всех областях России существовал обычай в последний день Масленицы прощать друг друга. Люди ходили просить отпущения грехов у священников, а после этого отправлялись к могилам родных и знакомых. Спать ложились только после того, как члены семьи помирятся друг с другом, если были в ссоре. Дети просили прощения у своих родителей. Господа не считали за стыд попросить прощения у своих слуг.

По окончании Масленицы народ ходил в бани – «для того чтобы смыть с себя все нечистоты как телесные, так и духовные». Бани натапливали сильнее обычного, парились больше прежнего. Во время парки кричали: «Поддай пару после Масленицы!» Затем пили водку за здоровье Масленицы. Делали это для того чтобы выпроводить «лесную Масленицу» из бани.

В воскресение вечером «Масленицу сжигали». Кострище готовили заранее. Как правило, чучело Масленицы крепили на колесе. Огненное колесо символизировало движущееся по небу солнце. До сих пор во многих деревнях о наступлении ночи говорят: «Солнце закатилось». Сжигали Масленицу обычно за селением, на высоком месте.

Первый понедельник Великого поста называли чистым понедельником. В этот день утром собирались дети и подростки. Всей толпой они подходили к домам и кричали: «Мы Масленицу прокатили, святы вечера проиграли; мы Рожествен пост пропряли. Свет наша Масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке. Ехали скоморошки, вырезали по прутичку, сделали по гудочку, и вы, гудушки, не гудите, и вы Масленицу не будите».

При написании материала были использованы книга А. Терещенко «История культуры русского народа», журналы «Край Смоленский» (статья А. Смирновой) и «Народные обряды» (составитель Т. Латышева).

За помощь в подготовке материала благодарим сотрудников Смоленской областной библиотеки имени А. Твардовского.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу