По новому стилю високосным является каждый год, число которого делится на 4 без остатка, за исключением тех годов, числа которых оканчиваются на 2 нуля, но не делятся на 400 (например, годы 1700, 1800, 1900 не являлись високосными). Високосный год состоит из 366 дней и отличается от обыкновенного только тем, что содержит на один день больше. 2012 год является високосным.
До григорианского календаря русские пользовались юлианским. И в том, и в другом календарях есть високосные годы. В 46 году до нашей эры в Риме провели реформу календаря. Император Юлий Цезарь распорядился, чтобы в дополнительном месяце (мерцедонии) вставили еще один день между 23 февраля и 24 февраля. Так «лишний» день образовался раз в четыре года. Римляне назвали 24 число «шестым днем до мартовских календ». Получалось, что дополнительный день в високосный год становился «дважды шестым» перед мартовскими календами. В честь императора календарь назвали юлианским, а год, в котором получался лишний день, стали называть «биссекстилис». А по-русски это слово звучало как «високос».
Григорианский календарь ввел Папа Григорий XIII. В России григорианский календарь сменил юлианский только в 1918 году. Все остальные страны жили по нему с 1582 года.
С високосным годом связаны разные приметы. В народе его называли годом Касьяна, и все неудачи года также связывали с этим именем. А дополнительный день в календаре считается днем рождением святого. В большинстве губерний России существовала легенда о том, что однажды крестьянин попросил святых Касьяна и Николу помочь вытащить завязший в грязи воз. Касьян отказался, потому что не захотел испачкать одежду, а Никола помог. Бог похвалил Николу за совершенное благое дело, и поэтому день Святого Николая стали отмечать каждый год (в мае и декабре). А Касьяна за то, что не помог простому человеку, поминали только раз в четыре года. В первую очередь год недоброго Касьяна считали несчастливым именно крестьяне.
По другой легенде, Касьян не был святым. Он являлся последователем и учеником Христа и славился дурным нравом. Упоминание о Касьяне есть в словаре Даля. Угодник Касьян награжден эпитетами «завистливый», «злопамятный», «скупой».
Еще в одной легенде утверждается, что Касьян был святым, – правда, был не прочь выпить. Каждые три года он находился в запое, и только на четвертый год был трезв. Скорее всего, именно благодаря этой легенде появились поговорки про косой (окосевший от беспробудного пьянства) глаз Касьяна.
Наши предки опасались и високосного года, и лишнего дня в году. 29 февраля они старались не выходить из дома, закрывали двери на все замки, читали молитвы, накануне освящали жилище и все хозяйственные постройки, включая хлева. Считалось, что Касьян насылает мор на животных. Во многих деревнях Смоленщины в день именин Касьяна крестьяне обязательно спали (или старательно делали вид, что спят) до самого обеда.
На Смоленщине, как и во многих других областях, существовали поверья, связанные с високосным годом. Например, услышав вой собаки в високосный год, говорили: «Иди вой, но не ко мне домой».
На праздник Ивана Купалы, придя в лес, вставали лицом на запад и говорили: «Високосный батюшка, оставь себе плохое, а мне дай взять дорогое». А после этого, как и в каждый обычный год, надеялись отыскать цветущий папоротник – ключ к кладам. Весной високосного года, при посадке семян и рассады, говорили: «В високосный сажу, умереть погожу».
Если в високосном году человека сажали в тюрьму, то кто-нибудь из родных заключенного должен был поехать в церковь, поставить свечи трем святым и, выходя из храма, сказать: «Високосный уйдет, а раб Божий домой придет».
Если в год Касьяна венчались, то перед церемонией говорили: «Венчаюсь венцом, а не високосным концом». До сих пор многие влюбленные пары, опасаясь недобрых примет, не расписываются 29 февраля.
В високосный год не советовали заниматься сбором грибов, чтобы в доме не было проблем. Все грибы в этот год считали дьявольскими (ядовитыми), впитавшими проклятия Касьяна. Однако смоленские крестьяне не соблюдали этот запрет.
Во многих семьях России до сих пор существует обычай отмечать день, когда у малыша появился первый зуб. Отпраздновать это событие приглашают родных, близких друзей и крестных ребенка. А в високосный год не соблюдали эту традицию: считалось, что если собрать гостей, то зубы у малыша будут плохие. Старожилы утверждали, что этот на самом деле так.
В високосный год на святки нельзя колядовать. Считалось, что с одной стороны, так можно «прогулять» свое счастье, а с другой – если нарядиться нечистью, то «личина может прирасти». На Смоленщине это правило практически не соблюдали.
Почти во всех губерниях бытовало поверье, что старикам в високосный год не стоит готовить «смертное одеяние» в запас – долго не проживут. Утверждали, что в год Касьяна умирало гораздо больше людей, чем в любой другой год.
Самое строгое правило високосного года – не начинать строить баню. Если начать такую важную стройку в високосный год, то Касьян может навредить и сжечь строение. Это правило старались соблюсти не только при постройке бани, но и любого хозяйственного строения. Считалось, что даже если хозяйственные постройки и не сгорят, то домашняя живность там все равно жить не сможет. И птица, и скот будут болеть. Поверье, что в високосный год вероятен мор животных, бытовало не только в России, но и практически во всех странах Европы. Например, в Шотландии в такие годы особенно боялись за овец.
Насколько правдивы опасения, связанные с високосными годами, дает ответ статистика. Например, в 20-м веке на первом месте по количеству громких «високосных» катастроф находились США, где зафиксированы семь значимых бедствий. На втором месте находились Китай и Россия: пять трагедий. Начиная с 1900 года, самая нашумевшая трагедия из тех, что случились в високосные годы, – гибель «Титаника».
Нельзя говорить о том, что большинство катаклизмов приходится именно на високосные годы. Стоит отметить, что 1941 год – начало Великой Отечественной – не был високосным, как и 1914-й, когда началась Первая мировая война. В 1905-м в России началась революция (1905–1907). В 1917-м Россию потрясли сразу две революции (в феврале и октябре). 1937-й – год сталинских репрессий. Все эти годы не были високосными, хотя именно на это время выпадали многие из страшных потрясений в истории прошлого века. Взрыв Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2001 год), два путча в России (1991, 1993 годы), авария на Чернобыльской АЭС (1986 год) тоже пришлись не на високосные годы. И катастрофа, произошедшая в Смоленске в апреле 2010 года, когда разбился самолет президента Польши, не имеет отношения к високосным катаклизмам. Хотя эта авария оказалась одной из самых страшных за последние несколько десятилетий.
Однако дурная слава високосных годов также в некоторой степени находит подтверждение. Самые значимые катаклизмы високосных годов: 1988 год – землетрясение в Армении, когда погибли 23 тысячи человек; 1948 год – сильное землетрясение в Ашхабаде. К наибольшему числу жертв привело тянь-шаньское землетрясение магнитудой 7,9 балла, которое произошло 28 июля 1976 года (тоже високосного). Количество погибших достигло 750 тысяч человек. Среди цунами рекордсменом по количеству жертв стал цунами «Япония». Это произошло в 1896 году. Тогда погибли 27 000 человек. Тунгусский метеорит взорвался 30 июня 1908 года. В 2000-м високосном году случился пожар на Останкинской телебашне, затонула подлодка «Курск», произошел взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. В Париже в этом же году разбился легендарный, до тех пор считавшийся надежнейшим авиалайнер «Конкорд»; в авиакатастрофе погибли 109 человек.
По мнению представителей церкви, в том числе и смоленских представителей духовенства, високосные годы в принципе ничем не отличаются от обычных. Они не несут людям беды, неурожаи и войны из-за лишнего дня – 29 февраля. Во всяком случае, не больше, чем годы обыкновенные. Как отметил смоленский священник Михаил, церковь вообще отрицательно относится ко всему, что связано с приметами и суевериями.
За помощь в подготовке материала выражаем благодарность сотрудникам Смоленской областной универсальной библиотеки имени А. Твардовского.
< Предыдущая | Следующая > |
---|