Художественная жизнь Смоленщины с конца XIX века до наших дней
Первую рисовальную школу на Смоленщине открыла Мария Тенишева. После революции стали появляться многочисленные изостудии и творческие объединения, позже образовался смоленский Союз художников, а также открылся специальный факультет в одном из институтов.
О состоянии художественной жизни в Смоленске и губернии в конце XIX в. свидетельствуют рапорты уездных исправников смоленскому губернатору, в которых констатировалось отсутствие во всех двенадцати уездах «художественных обществ или кружков, художественных музеев, рисовальных классов и тому подобных учебных заведений».
27 ноября 1896 г. Мария Тенишева открыла в Смоленске рисовальную школу. Она явилась своего рода филиалом Петербургской рисовальной студии, руководимой Ильей Репиным. В день открытия состоялось освящение здания школы. В газете «Смоленский вестник» писали: «Занятия в школе рисования, учрежденной в Смоленске княгинею М. Тенишевой, начнутся с 1 декабря сего года. Принимаются лица обоего пола с платою по 5 руб. в месяц. Школа помещается в доме княгини Четвертинской за Молоховскими воротами по Рославльскому шоссе».
Руководителем был назначен А. Куренной, ученик И. Репина в Петербургской академии художеств. Главной целью Тенишевой было «дать художественное развитие желающим заняться искусством и подготовить их, смотря по способностям, в Академию художеств». По воскресеньям были открыты бесплатные занятия, а для готовящихся к поступлению в Академию художеств или училище программа обучения усложнялась.
Двухэтажное здание школы, в нижнем этаже которого располагалась квартира преподавателя, а в верхнем – три учебных зала, было хорошо оборудовано. Из Петербургской академии художеств были выписаны гипсы и мольберты, копии работ художников эпохи Возрождения.
В мае 1899 г. в Смоленске открылась отчетная выставка учеников школы, на которой были показаны свыше 200 работ. Школа просуществовала до 1899 г.,
позже занятия проводились нерегулярно. В 1902 г. в здании школы была открыта выставка изделий талашкинских художественных мастерских. В 1909 г. в Смоленске открылась рисовальная школа под руководством А. Мушкетова, выпускника Петербургской академии художеств, которому Тенишева передала гипсы и мольберты.
Но некоторые очевидцы считали, что «открытие школы мало повлияло на оторванность смолян от общероссийской художественной жизни». В январе 1899 г. в губернской газете были такие заметки: «Благодаря отдаленности от столиц, где художественные выставки устраиваются, по отсутствию музеев художественных произведений, большинство жителей провинции, в том числе и нашего Смоленска, лишены возможности видеть хорошие образцы искусства и не могут иметь правильного понятия о высоком качестве работ отечественных художников».
Чтобы как-то решить эту проблему, было решено пригласить в Смоленск выставку художников-передвижников. С этой целью заведующий школой художник А. Куренной связался с товариществом передвижных художественных выставок, правление которого согласилось привезти в Смоленск свою выставку.
Ожидаемое в Смоленске событие дважды откладывалось: первоначально выставку планировалось провести летом 1898 г., затем – осенью того же года. Вернисаж состоялся лишь 28 января 1899 г. Картины были размещены в зале Дворянского собрания. Среди экспонируемых были полотна И. Репина («Тоска»), Н. Богданова-Бельского («Проводы новобранца»), М. Нестерова («Великий постриг»), И. Малинина («Предложение»), Н. Пимоненко («На ярмарке»), В. Маковского («Картинки деревенской жизни»), К. Лебедева («Царь Иоанн IV просит игумена Кирилла благословить его в монахи»), И. Шишкина («Корабельная роща», «Пруд в старом парке», «Дорога в сосновом лесу»),
Н. Дубовского («Начало зимы», «Тихий вечер», «Зимнее утро»), Н. Бодаревского («Модель», «Женская головка»), а также работы других известных художников. На выставку можно было прийти ежедневно «с 10 часов утра до 4 часов пополудни». Вход стоил 40 копеек.
Значительный резонанс имела открывшаяся в Смоленске в 1912 г. персональная выставка картин смоленского художника
В. Мушкетова, проводившаяся в рамках праздничных мероприятий в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 г. Эта «первая в России провинциальная выставка картин, исключительно посвященных местной истории» была размещена в четырех комнатах специально отстроенного к юбилейным торжествам здания городского Училища памяти 1812 г.
Выставка пользовалась огромной популярностью: почти за полтора месяца работы ее посетили свыше 4 тысяч человек, в том числе состоялись 22 бесплатных и 5 платных экскурсий. Среди посетителей был и император Николай II, побывавший в Смоленске 31 августа 1912 г.
После закрытия осенью 1899 г. рисовальной школы Тенишевой известность в Смоленске приобрела другая художественная школа –
графини М. Келлер, преподавательницы рисования частной женской гимназии Е. Швиттау. Эту школу посещала интеллигенция и учащаяся молодежь.
В Смоленске проводились и выставки детских работ. Так, с событиями мировой войны была связана выставка ученических рисунков «Война и дети», организованная весной 1915 г.
при активном содействии художника В. Мушкетова. На ее открытии присутствовали епископ Смоленский и Дорогобужский Фео
досий, смоленский губернатор Б. Булгаков, смоленский вице-губернатор
В. Фере, губернский предводитель дворянства князь В. Урусов и многие другие.
Аналогичная выставка состоялась в Смоленске и летом 1918 г. Это мероприятие было организовано дошкольным подотделом отдела народного образования (ОНО) Западной области при участии преподавателя И. Федорова. На выставке, открывшейся в Училище памяти 1812 г., экспонировались образцы творчества юных смолян (в возрасте от трех до восьми лет), занимавшихся на организованных к этому времени в городе детских площадках – Шведовской, Рачевской, Спасской, а также «в бывшем детском саду Дорошевича».
С 1918 г., несмотря на трудную в целом обстановку, сложившуюся на Смоленщине (война и Октябрьская революция), художественная жизнь губернии заметно активизировалась. Значительно увеличилось число выставок: только в 1920 г. в губернии были устроены 14 выставок, которые посетили около 16 тысяч человек.
Этому способствовали деятельность губернского отдела народного образования, открытие в Смоленске Пролетарской студии изобразительных искусств, создание на периферии губернии художественных школ и образование в конце 1917 г. (по другим сведениям – в 1918 г.) Смоленского общества художников, ставшего первым творческим объединением в губернском центре.
Важным моментом явилось то, что отныне художественные выставки стали проводиться и за пределами Смоленска. С созданием к 1920 г. в ряде уездов семи художественных школ (с классами живописи и лепки) к искусству стало приобщаться население периферии. Чтобы ускорить этот процесс, в конце 1920-го – начале 1921 г. были предприняты усилия по организации общегубернской передвижной выставки, маршрут которой проходил через Смоленск, Рославль, Ельню, Ярцево, Дорогобуж, Вязьму, Сычевку и Гжатск.
В 1920 г. в Смоленске открылась Художественная галерея. Большой популярностью пользовалась состоявшаяся в Смоленске в 1920 г. первая Государственная художественная выставка, а в 1921 г. – вторая подобная выставка, участниками которой также были члены Смоленского общества художников.
В 1939 году назрела необходимость создать в стране единый профес-сиональный Союз художников. Первым руководителем Смоленского союза художников стал Г. Сколимовский. Деятельность этой творческой организации прервала война.
После войны творческую жизнь в городе стали определять художники-фронтовики. Они образовали кооперативное объединение, впоследствии получившее название «Товарищество». Для этого необходимо было восстановить разрушенное войной здание на ул. Б. Советской (ныне Дом художника). За это взялся молодой художник
В. Пономарев.
В 1953 году «Товарищество» обрело статус смоленского отделения Союза художников РСФСР. Одновременно с этим образуются художественно-производственные мастерские. В Смоленске открывается книжное издательство, затем – первая скульп
турная студия, которую возглавила бывшая партизанка Л. Кулакова, выпускница Художественного института им. В. Сурикова. В 1961 году в Смоленск после учебы в Академии художеств приезжает скульптор А. Сергеев. С 1962-го по 1986 год он являлся бессменным руководителем смоленского Союза художников и руководителем скульптурной мас
терской при Смоленском государственном педагогическом институте.
Открытие в Смоленске художественно-гра-фического факультета и педагогическая деятельность художников-педагогов на многие годы предопределили развитие изобразительного искусства на Смоленщине. В организации развивается творческая и выставочная деятельность. Союз художников пополняется молодыми, талантливыми членами Союза. В 2009 году смоленская организация Союза художников России отметила свой 70-летний юбилей.
 ,
При подготовке материала использованы: книга М. Иванова «Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII – первая треть XX вв.)», Смоленск, 2005 г.,
а также статья заслуженного художника России
А. Попова.
< Предыдущая | Следующая > |
---|