История смоленского общественного образования
Начало введения системы общественного образования в России относится к эпохе реформ Петра Великого, когда была осознана необходимость создать и наладить не только духовную школу, но и светскую и гражданскую. В Смоленской губернии в XVIII веке открылся целый ряд школ: цифирная, гарнизонная, а также народные училища и другие учебные заведения.
Потребность государства в образованных людях вызвала появление разных школ: специально-технических (артиллерийская, инженерная и навигацкая, впоследствии Морская академия) и элементарных (цифирные школы).
Последние появились по царскому указу 1714 года «об обучении всякого чина детей, опричь однодворцев, от 10 до 15 лет, цифири (арифметике) и геометрии». Их следовало учредить «в каждом значительном городе и разместить при наиболее зажиточных монастырях и архиерейских домах или же в нарочно устроенных для того зданиях при воеводских канцеляриях». В 1716 году из Мос-ковской навигацкой школы откомандировали «для науки молодых ребяток всякого чина людей» по два воспитанника в 12 губернских и провинциальных городов, где в первую очередь планировали открыть цифирные школы. В этот список попал и Смоленск, куда прислали Никифора Денисьева и Якова Шухлова. Они были первыми учителями в смоленской цифирной школе, разместившейся на полковом дворе, вблизи здания воеводской канцелярии (приказной избы).
За 10 лет существования цифирной школы (1716–1726 годы) в ней обучались 115 человек, из которых смогли окончить курс только 31. Остальные или оказались по каким-либо причинам негодными к учению, или просто убегали из школы и больше не возвращались.
Петровские цифирные школы просуществовали до 1744 года, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны их совместили с гарнизонными. Но смоленская цифирная школа на самом деле мало чем отличалась от тогдашних гарнизонных школ. Недаром до конца XVIII века одна из смоленских школ, а именно гарнизонная, «для местных батальонов заведенная», называлась «цифирною для солдатских детей».
В конце XVIII века смоленская гарнизонная школа располагалась у городской стены в Казанской слободе, в деревянном доме на каменном фундаменте, вблизи цейхгауза 1-го батальона и гарнизонной больницы.
Программа обучения немного отличалась от программы цифирной школы: кроме обычной грамоты (чтения и письма) здесь учили «солдатской экзерциции», а также арифметике, артиллерии и «инженерству» (гео- метрии, тригонометрии, фортификации и архитектуре). Более способные ученики, особенно из дворянских недорослей, определялись потом в столичные инженерные и артиллерийские школы, а также в Сухопутный шляхетный корпус, открывшийся в 1732 году в Санкт-Петербурге.
Из смоленской гарнизонной школы в 1755 году отправили двоих недорослей смоленской служилой шляхты «для обучения науке в Мос-кву, во учрежденный университет». Это были первые студенты Московского университета из Смоленской губернии – Василий и Григорий Каховские.
В 1798 году смоленская гарнизонная школа одновременно с другими подобными школами была переименована в военно-сиротский дом, который в 1824 году был отдан в управление Главного штаба военных поселений, а в 1826 году преобразован в батальон военных кантонистов.
Все школы первой половины XVIII века были преимущественно сословными и ремесленно-служебными. В них готовили молодежь для военной службы (в армии и на флоте) и отчасти для гражданской (в разных «приказах»).
Вопрос об общем и всесословном образовании серьезно встал только в царствование императрицы Екатерины II. В Смоленской губернии начальные школы были учреждены 25 апреля 1799 года, и, по-видимому, только в четырех городах: Смоленске, Вязьме, Белом, Рославле. В них учились купеческие и мещанские дети, и назывались такие школы «градскими».
Смоленская градская школа, по свидетельству современника, находилась в заднепровской части города.
В июне 1780 года проездом из Могилева в Санкт-Петербург Смоленск посетила императрица Екатерина II вместе с австрийским императором Иосифом II, путешествовавшим по России под именем графа Фалькенштейна.
Среди многих милостей, оказанных разным лицам и учреждениям, она пожаловала приказу общественного призрения 1200 рублей на нужды бывшего в его ведении народного образования: «по сто рублей на каждую из 12 градских школ Смоленского наместничества».
Императрицей в первую очередь была поставлена задача «произвести способом воспитания, так сказать, новую породу отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить смогли, какие получили они сами, и от них дети передали бы их своим детям, и так следуя из рода в род, в будущие века». Тогда и последовал целый ряд проектов учебной реформы.
Деятельность «Комиссии об учреждении народных училищ» и удачный опыт применения новых образовательных систем в Петербургской губернии привели к решению применить этот опыт в масштабе государства. В апреле 1786 года последовало высочайшее повеление об открытии новых школ в 25 внутренних губерниях. Был окончательно выработан и утвержден «Устав народным училищам Российской империи», по которому училища разделялись на два разряда: главные – из четырех классов, с пятилетним курсом обучения (в губернских городах), и малые – из двух классов (в окружных или уездных городах). Новые училища предназначались для получения бесплатного образования детьми всех сословий и состояний.
В каждой губернии местное управление училищами было вверено гражданскому губернатору, под высшим контролем генерал-губернатора или наместника.
Гражданский губернатор считался попечителем всех училищ губернии.
Заведывание хозяйственной стороной училищ и заботы об их материальном благосостоянии были возложены на приказы общественного призрения.
Курс школы включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис.
Учебный день длился четыре часа: два часа до обеда и два часа после, кроме воскресных и праздничных дней, по средам и субботам назначались только дообеденные уроки.
Получив указ императ-рицы, генерал-губернатор Смоленского и Псковского наместничества князь Н. Репин составил так называемый обряд открытия училищ в губернии. Он обратился за содействием к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Парфению, пригласив его участвовать в открытии и освящении главного народного училища в Смоленске (нынешняя гимназия).
Сначала в кафедральном Успенском соборе епископ Парфений вместе с духовенством отслужил литургию и молебен о здравии императрицы, затем владыка отправился с крестным ходом в помещение училища и совершил там водоосвящение и окропление святой водой классов. Чтобы выразить сочувствие тогдашнего общества благим начинаниям государыни, «только о просвещении своего народа пекущейся», среди смоленского дворянства и купечества состоялась добровольная подписка «на усиление средств к содержанию училища». В итоге собрали 7941 рубль. При этом наиболее крупными благотворителями были отставной майор артиллерии Иван Барышников – богатейший дорогобужский помещик, подписавший 6200 рублей, и поручик Семен Нахимов, пожертвовавший 1000 рублей.
Во вновь открытое училище «введено было на первый случай 48 учеников», взятых сюда «силою власти» попечителя училища, гражданского губернатора П. Храповицкого, из прежней градской школы, с этого момента упраздненной. Были открыты четыре класса, которые, по распоряжению князя Репина, размещались в одноэтажном каменном доме наместнического правления на Благовещенской улице. В 1795 году этот дом был перестроен в двухэтажный и отделан заново, став одним из лучших зданий в городе того времени. В нем главное народное училище находилось вплоть до преобразования в губернскую мужскую гимназию (в 1804 году), которая в свою очередь также помещалась в этом доме до 1864 года, когда для нее было построено другое здание – на Королевской улице (сейчас улица Ленина).
Что касается распределения учащихся по сословиям, то большинство принадлежало к мещанству и купечеству, много учеников было из дворовых людей, дворянских детей в училище было мало. В главное народное училище также поступали и солдатские дети, способнейшим из них бесплатно выдавались необходимые учебники и пособия. Смоленское главное народное училище до преобразования его в гимназию просуществовало 18 лет (1786–1804 годы).
В 1786 году директором училищ Смоленской губернии был назначен член приказа общественного призрения секунд-майор Петр Мицкий. При нем были открыты еще три малых училища в уездных городах: в Вязьме, Гжатске и Поречье. Вторым директором был секунд-майор Константин Алексеевцев. При нем в апреле 1788 года были открыты еще два малых народных училища – в Белом и Рославле.
В июне 1799 года Лев Людоговский открыл малое народное училище в Сычевке, так что дирекция училищ состояла уже из восьми правительственных учебных заведений и нескольких частных (дворянских) пансионов. Количество учащихся во всех школах в 1801 году возросло до 461, в том числе в главном училище насчитывалось 135 учеников.
При подготовке материала использованы книги: М. Аксенов. «История написания книги «Историческая записка о Смоленской губернской гимназии».
Смоленск, 1912 г., М. Аксенов. «Лев Людоговский. Первый директор Смоленской губернской гимназии (1799–1834). Историко-биографический очерк». Смоленск, 1906 г., Г. Ражнёв. «Герб Смоленска». Смоленск, 1993 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|