Какой была Смоленская крепость
Первоначальный внешний вид Смоленской крепости значительно отличался от того, что мы видим сейчас, и не только целостью стен и количеством башен. В XVII веке «каменное ожерелье» выглядело куда наряднее, и звучный эпитет о «красоте неизглаголанной» в ту пору не казался преувеличением.
В плане крепость имела вид неправильной замкнутой фигуры, поднимающейся к Днепру и прилегающей к нему одной из своих граней. В крепости имелись 38 прясел (прямых отрезков стены между двумя башнями) и столько же башен. Окруженная стеной территория была очень неровной: с южной стороны рельеф относительно плоский, с севера – сильно пересеченный и изрезанный, со значительными перепадами высот.
Непрерывная лента стен и башен то шла горизонтально, то спускалась по склонам холмов к речному берегу, то поднималась от него вверх, огибая глубокие извилистые овраги.
Центром территории, окруженной крепостной стеной, стала Соборная гора, на которой некогда располагался древний кремль, а основной композиционной осью – главная улица города, прорезавшая его с севера на юг и являвшаяся одновременно частью большого тракта, ведущего из Москвы в Польшу. Стянув эту изрезанную холмистую территорию кольцом оборонительных сооружений, Федор Конь заключил внутрь крепости фактически всю тогдашнюю городскую черту. Стараясь приспособить контуры крепости к своеобразной планировке улиц и сложному характеру местности, зодчий использовал для возведения отдельных участков стены основание прежних деревянно-земляных укреплений, которое обновлялось путем замены старых свай на новые.
Основание крепости состояло из дубовых свай, забитых в дно специально вырытого котлована, пространство между ними заполнялось утрамбованной землей, в которую вбивались новые сваи. Поверх этого ряда клались крест-накрест врубленные друг в друга бревна, на которые устанавливался фундамент. Такой способ укрепления грунта использовался преимущественно на участках со сложным рельефом местности и обилием грунтовых вод. В других местах – например, в южной нагорной части Смоленска или на холмах восточной стороны – фундамент мог быть установлен непосредственно в твердый глинистый грунт. Фундамент стены – широкий, трапециевидный, сложен уступами из крупных белокаменных блоков. Толщина стены не везде одинакова и варьируется от 5,2 до 6 метров. Нижняя часть сложена из хорошо отесанных прямоугольных блоков белого камня длиной от 21 до 92 см и высотой от 20 до 34 см, верхняя – из красного кирпича очень высокого качества. По заверению исследователей, этот кирпич «столь тверд, что подобной доброты при многих опытах сделать было невозможно». То же относится и к качеству строительного раствора, которым скреплялась кладка, – до сих пор исследователи гадают, каким образом средневековые мастера добивались столь замечательной прочности строительных материалов.
Техника кладки стены – полубутовая: стена состоит из двух вертикальных кирпичных стенок, пространство между которыми заполнено бутом – глыбами белого камня, залитыми известковым раствором. До верха стены бутовый слой не доходил, верхняя площадка (так называемый боевой ход) сплошь выложена кирпичом. Ширина боевого хода составляет около 4,5 метра, и по нему действительно, по выражению Бориса Годунова, вполне свободно могла проехать лошадиная тройка. Высота стен не везде одинакова и колеблется от 13 до 19 м вместе с зубцами – в зависимости от характера местности.
Для пропуска многочисленных ручьев, стекавших по балкам и оврагам к Днепру, Ф. Конь снабдил цокольную часть северного участка стены специальными сточными трубами, перекрытыми прочными решетками, эти трубы предотвращали размыв фундамента грунтовыми водами. Тыльную (обращенную к городу) сторону крепостной стены зодчий украсил арками – плоскими, углуб-ленными в стену нишами с закруглением наверху. Одни из них глухие, в других устроены боевые камеры. Глухие и сквозные арки чередуются: через каждые две глухие арки располагается одна с боевой камерой. Камеры арок достаточно большие, сводчатые, квадратной формы (2,13 на 2,13 м). В торцовых стенах камер располагаются бойницы так называемого «подошвенного боя», выходящие наружу на уровне фундамента. Ширина бойниц не превышает 0,2 м, что соответствует размерам ствола «городового наряда» – мелкокалиберного орудия, предназначенного для ведения стрельбы на ближней дистанции. Некоторые глухие арки внизу снабжены пролазами – небольшими арочными проходами, именуемыми еще «калитками».
Предназначавшиеся для выхода за пределы крепости, они в случае необходимости могли быть заложены.
Одной из примечательных особенностей Смоленской крепости было наличие второго яруса боевых камер «среднего боя». Камеры располагались непосредственно в толще стены – новшество, доселе не применявшееся в русской фортификации. Они были сходны по конструкции с камерами «подошвенного боя», их чередующееся сочетание обеспечивало надежное перекрытие секторов обстрела, благодаря чему значительно увеличивалась плотность огня и практически исключалось возникновение «мертвых зон», непригодных для поражения противника.
Из ансамбля смоленских башен особенно выделялась башня Фроловских ворот, которая до нашего времени не сохранилась. Расположенная на берегу Днепра у самого «порога» Большого Днепровского моста, она являлась главной башней города, его парадными воротами и одновременно своеобразной «триумфальной аркой» России, через которую открывался прямой путь с Запада на Москву. Оформлена она была соответствующим образом: огромные размеры, отводная стрельница, сторожевая вышка, надстроенная над четырехгранной крышей и украшенная гербом Смоленска, превращали ее в настоящую архитектурную жемчужину, венчающую «каменное ожерелье России».
Вместе с гигантской Фроловской башней ключевую роль в архитектурном облике крепости играли Молоховские ворота, расположенные почти в центре южной стены.
Наряду с двумя главными Смоленская крепость имела семь дополнительных воротных башен. Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская и Еленинская располагались на восточной стороне города, а Копытенская, Пятницкая и Пятницкая водяная – на западной. Отличаясь друг от друга размерами, конструктивно они были почти одинаковыми, различаясь только количеством внутренних ярусов-этажей (два или три). Лазаревская, Авраамиевская, Еленинская и Копытенская башни сохранились до наших дней. Сильно выступающие вперед по отношению к стенам, эти башни почти квадратные в плане. Каждая из них снабжена двумя широкими арочными проемами, расположенными относительно друг друга под прямым углом, то есть внешние ворота находились в боковой грани башни. Благодаря такому простому и остроумному инженерному решению подход неприятеля к воротам был максимально затруднен: штурмовать их приходилось не «во фронт», то есть поперек оборонительной линии, а вдоль прясла крепостной стены, под перекрестным огнем сразу с двух направлений – от стены и с выступающего края башни.
Интересна архитектура глухих башен. Предназначавшиеся для обороны примыкающих прясел и фронтальной стрельбы, они либо квадратные, либо многогранные. Глухих прямоугольных башен первоначально было 13, теперь осталось 8, однако вместе с сохранившимися воротными башнями, имеющими такую же форму, общее число «кубиков» составляет 13. Внутри эти башни были четырехъярусными, с плоскими или сводчатыми перекрытиями. Форма зубцов их тоже неодинакова: в основном они имеют вид «ласточкина хвоста», но встречаются и ровные, без декоративной обработки.
Очень сходны между собой и многогранные (круг-лые) башни, которых было 16 (сохранилось пять). «Многогранники» чередовались с «квадратами» по всей длине стены, средняя высота «многогранников» – около восьми сажен (примерно 18 метров). Самые высокие из них расположены на береговой кромке Днепра, более низкие – на южной. Одни из них вынесены вперед по отношению к стене («выпущены за город»), другие скрепляют углы крепостных стен. Вероятно, некоторые из них в силу своего выдвинутого положения были связаны со «слухами» – подземными противоподкопными тоннелями, проходившими снаружи вдоль стен. Многогранные башни также были четырехъярусными, уровни делились деревянными мостами, лежащими на балках, либо сводчатыми перекрытиями. Кровли всех башен и стен были деревянными, сложенными в две доски «внахлест».
Крепость имела по каменной кладке известковую побелку и декоративную раскраску. Кирпичная «прокладка» ее цоколя была гладко затерта известковым раствором, скрывавшим швы, и забелена известью, причем в верхней части затирка покрывалась «мумией» (красной краской) и разграфлялась белилами на три ряда кирпичей, имитировавших структуру кладки. «Мумией» были окрашены и декоративные обрамления бойниц, некоторые элементы башенных карнизов и промежутки между карнизами. Все это усиливало декоративно-эстетическую значимость архитектурных деталей крепости, четко прорисованных на фоне огромных ровных плоскостей стен и башен, сверкающих в лучах восходящего солнца торжественно-праздничной белизной. При подготовке материала были использованы книги «Федор Конь, озаривший камень», Смоленск, 1996, В. Косточкин, «Государев мастер Федор Конь», Москва, 1987, Г. Курзов, «О крепости старой...», Смоленск, 2003, Н.
Сапожников, «Оборонительные сооружения Смоленска», Москва, 1991, «Страницы истории Смоленщины», Смоленск, 2007.
< Предыдущая | Следующая > |
---|