Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Надежда Петра Чайковского

«Центр Бизнеса и Страхования», №29 (91)

Надежда Петра Чайковского

Надежда Петра Чайковского

Платоническая любовь творца и поклонницы

Петр Чайковский был в Смоленске всего один раз. Он приезжал на торжественное открытие памятника основателю русской классической музыки Михаилу Глинке. Но случилось так, что на протяжении почти всей творческой биографии композитора смоляне играли весьма значительную роль в его жизни.

Еще обучаясь в Петербургском училище правоведения (1850–1859 гг.) Чайковский был знаком и дружен с представителями смоленских фамилий: Апухтиных, Арсеньевых, князей Мещерских.
В 60-е годы в Москве его близким другом и советником по вопросам искусства был смолянин – молодой профессор Мос-ковского университета, в будущем выдающийся сельский педагог Сергей Рачинский (1833–1902 гг.).
Профессор увлекался музыкой, изобразительным искусством, литературой.
Молодой композитор часто посещал московскую квартиру Рачинского на Малой Дмитровке (ныне ул. Чехова). Ему были «симпатичны и близки» художественные и литературные вкусы ее хозяина, сыгравшие определенную роль в его духовном развитии. Петр Чайковский пользовался его советами и рекомендациями и даже посвятил Рачинскому свой «Первый струнный квартет».
В 80-е годы Чайковский был близко знаком с любителем музыки, известным заводчиком и предпринимателем князем Вячеславом Тенишевым. Композитор часто бывал в его петербургской квартире, большое впечатление на Петра Ильича произвело исполнение его романсов женой князя Марией Тенишевой.
Особую роль в жизни Петра Чайковского сыграла страстная поклонница его таланта Надежда Филаретовна фон Мекк. Именно она в трудную минуту пришла на помощь композитору и стала, по словам его брата Модеста Чайковского, «покровителем, другом, ангелом-хранителем».
Надежда фон Мекк (урожденная Фроловская) родилась 29 января 1831 года в селе Знаменском (Ельнинский уезд Смоленской губернии). Она была дочерью смоленского помещика Филарета Фроловского и Анастасии Потемкиной. Отец был страстным любителем музыки: отстраняясь от хозяйственных дел, он в основном предавался игре на скрипке. Главой семьи была мать – очень энергичная и деловая женщина. Хотя родители были небогаты, Надежда получила разностороннее домашнее образование, с ранних лет училась игре на фортепиано. В детстве она аккомпанировала отцу. Позже, когда под старость ему стало тяжело музицировать, он превратился в слушателя, а Надежда со старшей сестрой часами играли в четыре руки классические произведения великих мастеров.
Еще в юности в Надежде отмечали редкое сочетание романтической мечтательности и трезвого расчета. От отца она унаследовала тонкий вкус и любовь к музыке, а от матери – властность, волевой и энергичный характер, твердость и решительность. В 16 лет она вышла замуж за Карла Федоровича фон Мекка и оказалась вполне готовой к трудностям практической жизни. Именно при постоянном содействии Надежды начало складываться многомиллионное состояние фон Мекков, половину которого, как свидетельство участия в его приобретении, Карл Федорович отдал жене в личную собственность.
С композитором она познакомилась в возрасте 45 лет. У нее было 11 детей, и к тому времени она овдовела. Надежда Филаретовна скончалась 14 января 1894 года в Ницце, пережив Чайковского на два с половиной месяца.
Переписка Петра Чайковского и Надежды фон Мекк – одна из важнейших составляющих эпистолярного наследия композитора. Эта переписка продолжалась 14 лет. Она пришлась на период от предонегинских исканий до создания «Пиковой дамы». По сути, это была переписка творца и слушателя.
Переписка композитора и фон Мекк началась с того, что его ученик по классу теории музыки в Мос- ковской консерватории скрипач И. Котек поступил на службу к Надежде фон Мекк. Он должен был играть с ней сочинения для скрипки и фортепиано.
Котек передал Чайковскому просьбу фон Мекк сделать переложение нескольких его произведений для фортепиано и скрипки. 18 декабря 1876 года фон Мекк написала композитору письмо с благодарностью за готовность выполнить ее просьбу. Чайковский ответил. Так началась их переписка.
С самого начала их общения Чайковский писал значительно чаще. В первый год Надежда Филаретовна написала 24 письма, композитор – 51.
Как-то само собой, без обсуждения и предварительных условий, фон Мекк взяла на себя заботы о материальном благополучии Чайковского. В первые месяцы знакомства она просила его выполнять небольшие музыкальные работы по переложению его сочинений для скрипки и фортепиано, за которые щедро вознаграждала. Чайковский так писал о меценатстве фон Мекк: «Вы – единственный человек в мире, у которого мне не совестно просить денег.
Во-первых, вы очень добры и щедры, во-вторых, вы богаты. Мне бы хотелось все мои долги соединить в руках одного великодушного кредитора и посредством его высвободиться из лап ростовщиков. Если бы вы согласились дать мне заимообразную сумму, которая раз и навсегда освободила бы меня от них, я бы был безгранично благодарен вам за эту неоценимую услугу.
Дело в том, что сумма моих долгов очень велика: она составляет что-то вроде трех тысяч рублей».
Переживавшая за композитора покровительница пересылала ему огромные суммы. Она даже назначила музыканту ежегодное пособие в размере шести тысяч рублей.
Одна из первых тем переписки Чайковского и фон Мекк – это обсуждение любви во всех ее оттенках и проявлениях. Почти сразу появляются темы мизантропии, смерти, личностных качеств человека, идей, которые несет и выражает музыка.
Однажды Чайковский прислал фон Мекк письмо, в котором сообщал, что собирается жениться, и рассказал историю знакомства со своей избранницей.
Надежда фон Мекк сгорала от ревности, невыразимо страдала и не могла даже намекнуть Петру Ильичу о своих чувствах. Она боялась, что после женитьбы их переписка оборвется и она останется в одиночестве.
К сожалению, брак не мог принести того, чего так страстно желал композитор. Супруга казалась чужой, иногда она просто раздражала Чайковского, а мысль о семейной жизни так тяготила музыканта, что он в отчаянии даже думал уйти из жизни. В последующем, после разрыва Петра Ильича с женой, Надежда Филаретовна писала ему: «Я не знаю, можете ли вы понять ту ревность, которую я чувствую относительно вас, при отсутствии личных отношений между нами. Знаете ли, что я ревную вас самым неизвинительным образом: как женщина любимого человека».
Старшие дети Мекк были шокированы отношениями, установившимися между их матерью и Чайковским. Им было стыдно за ее восторженность и влюбленность, за ее обожание композитора (в обществе уже толковали о Чайковском и «Меккше»). Их раздражал и сам Чайковский, свободно бравший ее деньги, хотя в последние годы он был уже весьма обеспеченным человеком.
Петр Чайковский написал для фон Мекк Четвертую симфонию – «Моему лучшему другу». Хотя эту симфонию Чайковский посвятил Надежде фон Мекк, ее имя не указано в названии, что соответствовало просьбе Надежды Филаретовны, высказанной в письме от 26 июня 1877 года.
Со временем количество писем и с его и с ее стороны уменьшалось. Не было уже той откровенности, которыми письма отличались в самые первые годы.
Под конец Чайковский и фон Мекк пишут друг другу очень редко, от случая к случаю. Переписка Чайковского с фон Мекк оборвалась по инициативе Надежды Филаретовны так же неожиданно, как и началась. Прекратилась без явных поводов к тому, без прощальных слов, упреков и объяснений.
Последнее письмо фон Мекк не сохранилось.
Но через три года, в день смерти, уже в полузабытьи Чайковский вспоминал Надежду Филаретовну и желал увидеть ее лицо. А та, постаревшая и прикованная к постели тяжелейшим недугом, узнав о смертельной болезни друга, надиктовала своей дочери письмо Чайковскому. Это послание композитор так и не получил.
Когда-то Надежда фон Мекк призналась Пет-ру Ильичу Чайковскому: «Вы дали возможность человеку, кончающему жизнь, почти уже мертвому, как я, на минуту почувствовать жизнь, да еще в таких хороших проявлениях».
Статья написана по материалам, предоставленным советником генерального директора регионального ООО «Газпром» Геннадием Коробовым.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу