От винта!

История смоленской авиации

Многие уроженцы Смоленской области сыграли важную роль в развитии отечественной авиации. Имена смолян вошли в историю покорения воздушного пространства. Подробнее о развитии авиации в нашем регионе «Смоленской неделе» рассказал историк и публицист Александр Школьников.

Гордостью смоленской земли по праву считается уроженец деревни Аполье Смоленской губернии Михаил Ефимов, который стал первым русским летчиком, получившим после обучения во Франции диплом пилота-авиатора в феврале 1910 года. На Смоленской земле родились и два его брата, Владимир и Тимофей, тоже ставшие летчиками.

Первым летчиком, покорившим воздушное пространство Смоленщины, стал Александр Васильев. Это было в июне 1911 года. В мае 1912 года смоляне могли видеть полет Адама Габер-Влынского. Этот пилот знаменит тем, что одним из первых освоил петлю Нестерова. Еще один уроженец Смоленска – один из первых российских авиаторов Глеб Алехнович, впоследствии ставший командиром экипажа тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец». В июне 1912 года он совершил полеты над Смоленском и Вязьмой.

Смоляне были представителями почти всех авиационных специальностей. К примеру, истребители серии «Ла», активно использовавшиеся в период Великой Отечественной войны, были созданы смоленским авиаконструктором Семеном Лавочкиным. Смоленщину также прославили основоположник отечественного вертолетостроения Борис Юрьев, конструктор самолета-гиганта «Святогор» Василий Слесарев, родоначальник отечественного планеризма Даниил Ромейко-Гурко и многие другие.

Более 60 летчиков-смолян стали Героями Советского Союза, а Александр Колдунов и Владимир Лавриненков – дважды. Александр Колдунов родился в деревне Мощиново Монастырщинского района. В середине 1980-х он получил звание главного маршала авиации, был главнокомандующим войсками ПВО страны. Владимир Лавриненков родился в деревне Птахино Починковского района. В 1971 году он стал генерал-полковником авиации.

Из авиационных штурманов-смолян наиболее известен Лев Петров, участвовавший в спасении челюскинцев. За участие в спасательной операции он был награжден орденом Ленина и стал впоследствии флаг-штурманом полярной авиации.

Во времена Первой мировой войны в Смоленске построили военный аэродром и сформировали авиапарк, на базе которого ремонтировали самолеты и занимались конструкторскими разработками. В апреле 1916 года появился истребительный авиаотряд, создателем которого считается Евграф Крутень.

После гражданской войны на смоленской земле начали формировать обширную аэродромную сеть, которая включала крупные стационарные аэродромы и мелкие посадочные площадки. Крупнейшими аэродромами в Смоленске стали «Смоленск–Северный» и «Смоленск–Южный», в области – «Шаталово» и «Боровское» (Починок), «Двоевка» (Вязьма). Из Смоленска гражданские самолеты летали в областные районные центры и города близлежащих областей.

В 1983 году под Смоленском открылся новый аэровокзальный комплекс на базе аэродрома «Смоленск–Южный». Здесь базировались самолеты «Ан-2», «Л-410», вертолеты «Ми-2». Регулярное сообщение связало Смоленск с десятью областными центрами страны. Например, в Москву выполнялось два рейса в день. На Смоленщине существовали 34 взлетно-посадочные полосы, позволявшие принимать самолеты «Ан-2». С распадом СССР пассажирские перевозки прекратились.

Одна из первых советских международных авиалиний «Москва–Кёнигсберг» пролегала через Смоленск. Самолеты делали промежуточную посадку на аэродроме «Смоленск–Северный» для отдыха пассажиров и дозаправки.

Еще до Великой Отечественной войны в Смоленске размещался штаб 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 46-й воздушной армии – крупнейшего объединения дальней авиации. В 1937 году на Смоленщине базировалась собственная бомбардировочная авиабригада, в этом же году участвовавшая в воздушном параде над Красной площадью, организованном в честь праздника 1 Мая.

В феврале 1941 года на аэродроме «Смоленск–Северный» был сформирован 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, который стал основой третьей гвардейской дальнебомбардировочной авиационной дивизии и всей дальней авиации в целом. На вяземском аэродроме «Двоевка» в 1941 году базировалась 303-я авиационная истребительная дивизия под командованием Георгия Захарова. В 1942-м в ее состав вошла эскадрилья, а затем и знаменитый полк «Нормандия–Неман». И именно со смоленского аэродрома «Боровское» в июне 1941 года вылетели командиры эскадрилий 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаны Александр Маслов и Николай Гастелло.

В Смоленске с 1946 года размещался штаб верховного главнокомандования 46-й воздушной армии стратегического назначения, в составе которой были самые лучшие полки и дивизии дальней авиации. В октябре 1994 года его расформировали.

46-я воздушная армия была крупнейшей в мире ракетоносной тяжелобомбардировочной воздушной армией, мощнейшим ракетно-бомбовым кулаком СССР. В ее боевой состав до 1992 года входили пять авиационных дивизий, четыре отдельных авиационных полка, большое количество частей обеспечения и частей непосредственного подчинения. Соединения и части армии дислоцировались на территории шести республик бывшего Советского Союза, восьми военных округов и 24 областей. 12 частей и управлений дивизий воздушной армии носили почетные звания гвардейских.

С 20-х годов прошлого века в Смоленске успешно развивалась авиапромышленность. Был построен Смоленский авиационный завод, отметивший в прошлом году свое 85-летие. На авиазаводе производился не только ремонт самолетов и авиадвигателей, но и конструировались уникальные экспериментальные модели. Так, в середине 30-х годов летчик-испытатель Петр Стефановский испытывал построенные на заводе самолеты, оборудованные герметичными кабинами. Авиазавод выпускал спортивные и пассажирские самолеты «Як-18», «Як-18Т», «Як-40», «Як-112». Особым событием для завода и отечественной авиации было изготовление самолета «М-55 «Геофизика». Этот уникальный самолет получил известность не только в России, но и за рубежом. Вообще, история Смоленского авиазавода – это отдельная страница отечественного авиастроения.

На смоленской земле с самых первых лет развития российской авиации базировались авиационные части и подразделения различных родов военной авиации. С 1951 по 1991 год на аэродроме «Смоленск–Северный» располагался 401 истребительный авиационный полк авиации ПВО.

В 1942 году на базе аэродрома «Смоленск–Северный» сформировали 103-й гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк имени Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой. Во времена «холодной войны» здесь базировались истребители «МиГ-23», «Су-27». В последние годы в своем распоряжении полк имел самолеты «Ил-76М», «Ил-76МД». Это военно-транспортные машины, предназначенные для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. 15 октября 2009 полк прекратил свое существование.

С 1935 года в Смоленске работает авиаспортивный клуб (сейчас – спортклуб «Полет»). В советский период клуб готовил спортсменов-летчиков, парашютистов, авиамоделистов и дельтапланеристов. Среди выпускников клуба 12 Героев Советского Союза, более 20 мастеров спорта по прыжкам с парашютом.

В 2012-м, по словам местных властей, в Смоленской области появятся два медицинских вертолета. Одна из причин возрождения медицинской авиации – частая экстренная необходимость транспортировки пострадавших в ДТП на оживленной трассе «М-1», проходящей через нашу область.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу