На сегодняшний день главное политическое событие в стране – выборы президента. Но в Смоленске на повестке дня и другая политическая интрига: через год, в марте 2013-го, пройдут выборы депутатов Областной думы – и, скорее всего, выборы губернатора. Гостю «Смоленской недели», депутату Горсовета Сергею Лебедеву, мы задали вопросы о возможных сценариях развития политических событий, о будущих кандидатах в депутаты Облдумы и в губернаторы. Сергей Лебедев рассказал о перспективах своего участия в выборах, о работе в округе, высказал мнение о взаимоотношениях местной власти и СМИ.
Сергей Александрович, уже сегодня действующие депутаты Областной думы, Городского совета и другие граждане строят планы участия в выборах в марте 2013-го. Говорят даже, что формируются некие кулуарные списки кандидатов. Как вы оцениваете политические перспективы региона в свете грядущих выборов? И собираетесь ли сами баллотироваться в думу?
Что касается перспектив мартовских выборов 2013-го, то с точки зрения серьезного анализа политического процесса об этом говорить еще рано. На мой взгляд, пока дан некий фальстарт, и люди заранее начинают суетиться. Думаю, что определенный ажиотаж создают нынешние депутаты Областной думы, которые, на их взгляд, то ли попадают в какие-то виртуальные списки, то ли не попадают. Без сомнения, все парламентские партии – и «Справедливая Россия», и «Единая Россия», и КПРФ, и ЛДПР – будут активно участвовать в этой избирательной кампании. С уверенностью можно полагать, что некоторые депутаты Городского совета будут баллотироваться в депутаты Областной думы и в качестве одномандатников, и по партийным спискам. Кто войдет в будущие списки кандидатов – пока неизвестно. Думаю, что многие мои коллеги по городскому депутатскому корпусу имеют реальные шансы быть избранными. Традиционно большинство депутатов Областной думы по избирательным округам Смоленска – выходцы из Городского совета. Что касается моих политических планов. Не исключаю, что также буду баллотироваться в Областную думу, но на сегодняшний день – это абсолютно нерешенный вопрос. И более того, вероятность такого решения – менее 50 процентов. Могут реализоваться и абсолютно другие сценарии – например, моего ухода в исполнительную власть.
Но вы в любом случае будете блюсти партийную дисциплину?
Конечно. Вопросы о кандидатах будут решаться не только на региональном партийном уровне, но и с участием федеральных партийных структур. Пойду ли я на выборы одномандатником, «списочником» или вообще не пойду, будет решать партийная организация. Сегодня я возглавляю палату депутатов партии «Справедливая Россия» в Смоленской области. Задача, которую мне поставило региональное отделение, – работа с избирателями по реализации их наказов и по подготовке нормативных документов. Идет работа на уровне Городского совета, ряда представительных органов местного самоуправления.
А в губернаторы не собираетесь?
Нет-нет. Глубоко убежден, что на сегодняшний день губернаторство – удел достаточно молодых людей. Возраст, когда люди должны стартовать в этой должности, – 40–45 лет. Мне уже 55 лет, и я, скажем так, для этого староват. Не потому что списываю себя со счетов, но, объективно говоря, быть руководителем исполнительной власти субъекта РФ – это достаточно тяжелый труд с точки зрения и физических, и, конечно, психологических нагрузок. Эти нагрузки гораздо легче переносятся в молодом возрасте. Хотя можно, конечно, пересидеть пятилетку и, так сказать, уйти в небытие…
Время сейчас не такое.
Однозначно. Тем более для Смоленщины. Здесь надо, чтобы человек, который пойдет в губернаторы, был в определенной степени настроен на некое самопожертвование. Ему придется пахать, пахать и пахать – в ущерб своему здоровью, личным и дружеским отношениям.
Но у нас и действующий губернатор все время говорит: «Работать, работать».
Он правильно говорит. Но на последнем совещании председатель правительства сказал в адрес Смоленщины: «Работаете, но результата-то нет». Критерий один – результат. Значит, все мы недостаточно работаем в Смоленской области, потому что наши совместные результаты оцениваются на федеральном уровне, скажем так, не очень хорошо.
А у нас на Смоленщине есть молодые политики такого уровня, которые бы могли претендовать на должность руководителя субъекта?
Есть молодые политики: на слуху тот же Алексей Казаков. Есть и достаточно мощный директорский корпус. Наша глубокая ошибка, когда мы говорим: «Кадров нет». Их надо готовить, в том числе и по старой советской системе: двигать со ступеньки на ступеньку и смотреть, что у них получается. Что касается «Справедливой России», мы обязательно поддержим или выдвинем кого-то. И не обязательно это может быть смолянин, это может быть человек федерального уровня. Решение будет приниматься при непосредственном участии лидера партии Сергея Миронова.
Вопрос о политических прогнозах. Вы говорили о том, что некоторые депутаты Городского совета будут баллотироваться в Областную думу. Не получится ли так, что Горсовет лишится кворума и придется объявить досрочные выборы?
Здесь существуют различные политические сценарии. По моим оценкам, порядка семи-восьми депутатов Смоленского городского совета будут баллотироваться на выборах в Областную думу, но реально пройдут где-то пять. То есть в Городском совете будет кворум. Однако если случится некая разбалансировка региональной политической системы, то оппозиционные силы могут объединиться и реализовать схему роспуска Городского совета.
На каких основаниях?
Этот сценарий уже реализовывался в ряде муниципальных образований Смоленской области – например, в Монастырщинском и Демидовском районах. Критерий правомочности представительного органа – это наличие в нем двух третей от списочного состава депутатов. В Городском совете – это семнадцать из двадцати пяти. Если пять уйдут работать в думу, а еще четыре депутата сложат полномочия – останется шестнадцать, то есть менее двух третей. Любой гражданин может подать в суд иск о признании неправомочности муниципального представительного органа, и суд однозначно вынесет решение о роспуске и назначении новых выборов.
Но у нас в Горсовете, кроме справедливороссов, представителей других оппозиционных партий нет.
Но вы же сами видите, что в рамках Горсовета партийная принадлежность условна. Большинство членов «СР» – выходцы из «Единой России». Ряд депутатов, которых сегодня «Единая Россия» считает своими боевыми единицами, позиционируют себя как независимые. Говорят: «Да, мы – сторонники, но независимые люди. И однозначно сами будем принимать решение, как нам себя вести». Единства нет. Но я думаю, что сценарий с роспуском Горсовета приведет только к дальнейшей разбалансировке нашей региональной политической системы.
Вернемся к текущим делам. Весь последний месяц сотрудники администрации и депутаты проводят встречи с жителями в городских округах.
То, что власть должна постоянно контактировать с жителями города, – это аксиома, не требующая подтверждения и доказательств. С людьми надо говорить о том, что сделано, и о том, что не сделано. Если действительно на решение некоторых проблем не хватает ресурсов (финансовых, материальных, человеческих), люди это поймут. Что касается моего округа, то мне проще: я жил здесь 17 лет, мои дети ходили здесь в школу, я почти шесть лет работал главой Промышленного района. Дважды в месяц веду приемы: в гимназии эстетического профиля номер четыре и в школе номер двенадцать. За семь лет пропустил эти приемы всего два или три раза. Будучи председателем Городского совета, я приучил начальников ЖЭУ в округе к нормальной работе: вместе искать возможности и ресурсы, чтобы сделать то, что просят жители. Мои депутатские наказы по 2010-му и по 2011 годам были реализованы до 7 ноября. Для этого порой приходилось дополнительно брать на себя несвойственные функции: организовывать вместе с подразделениями администрации города составление смет, оказывать помощь в проведении конкурсных и аукционных процедур, узнавать, что за фирмы подали заявки, состоятельны ли они. В прошлом году мы очень серьезно «попали» с асфальтированием дворовых территорий. Конкурс выиграла организация «Академстрой», которая оказалась несостоятельной для проведения этих работ. И все же общими усилиями – с управлением ЖКХ, с администрацией Промышленного района – мы нашли наших смоленских субподрядчиков, которые сделали практически весь объем работ. В первую очередь хочу сказать спасибо руководству ДЭП-45.
Как вы относитесь к решениям не допускать журналистов на заседания постоянных комиссий Горсовета?
Недавно председатель комиссии по городскому хозяйству, учитывая, что контрольно-счетная палата докладывала о ряде существенных нарушений, допущенных бывшим начальником ВЦ ЖКХ, попросил журналистов удалиться. На этом закрытом заседании мы обсудили результаты проверки деятельности ВЦ ЖКХ и приняли решение направить данные проверки в правоохранительные органы: в следственный комитет, прокуратуру. Оказалось, что деньги списывали на непонятные нужды, покупались программы, которые работать явно не могли, причем покупались через собственных работников. Если есть состав преступления, будут возбуждены дела. Это в любом случае станет известно через СМИ. Но зачем проводить закрытые заседания – особенно когда речь идет о нарушениях или о принятии решений по бюджету? Эти вопросы надо открыто обсуждать, чтобы горожане (а большинство смолян следят за работой Городского совета) сами оценивали, кто в данной ситуации прав. Надо занять позицию большей открытости. Ничего страшного в присутствии журналистов на заседаниях комиссий нет, и закрываться от СМИ не надо.
< Предыдущая | Следующая > |
---|