Вижу чудное приволье… Феодосий Савинов. Слова из песни «Родина»
Следует сразу оговориться, что в этой истории, завязка которой случилась в далеком 1997 году, а кульминация еще только ожидается, нет ничего противоправного. Конечно, на взгляд непосвященного в законы обывателя она может выглядеть несколько лишенной здравого смысла. Но те, кто по роду своей деятельности близок к земле (правда, не столько к труду на ней, сколько к трудам над ней), просто пожмут плечами. В современной жизни случается с земельными участками и не такое.
Эту запутанную историю хочется рассказать, потому что она имеет непосредственное отношение к Смоленску.
В 2011 году были приняты новые областные законы об установлении границ практически всех муниципальных образований Смоленской области. На сегодняшний день не утверждены современные границы только МО «Смоленский район» и МО «Город Смоленск».
Словесно, без указания конкретных координат, границы Смоленска были описаны в областном законе №7 от 27 февраля 1997 года. В 1998 году был изготовлен паспорт городской черты с указанием координат, а в 2006-м он был уточнен на основании совместного постановления глав Смоленска и Смоленского района. Но соответствующие изменения не были внесены в областной закон, и юридически границы Смоленска остались в рамках, предусмотренных областным законом №7 в 1997 году.
В 2009 году был утвержден Генеральный план Смоленска с перспективой до 2025 года. В нем не предусмотрено расширение границ города.
В 2011 году администрация Смоленской области предложила не только утвердить границы Смоленска (с описанием и конкретными координатами), но и расширить заодно границы города за счет земель Смоленского района. Депутаты Смоленской районной думы и депутаты Смоленского городского совета обсудили возможности изменения границ. Депутаты Смоленского района приняли решение 29 ноября 2011 года. Но депутаты Смоленского городского совета еще не приняли окончательное решение по всем 13 фрагментам предполагаемых изменений.
Основным камнем преткновения стал пункт №13: о присоединении к Смоленску территории площадью 51 га в районе Краснинского шоссе. Депутаты Городского совета считают, что нецелесообразно включать в границы Смоленска земли, уже обремененные частными договорами аренды на период до 2059 года.
Кому же принадлежат четыре земельных участка площадью свыше 50 га, и почему областная власть настаивает на их городской прописке?
История началась в 1997 году.
Согласно постановлению главы Смоленского района (№201) от 28 мая 1997 года, сельхозпредприятие «Приволье» получило земельные участки общей площадью 51 га (39 сельскохозяйственных и 12 га прочих угодий). 25 июня 1997 года было выдано свидетельство (регистрационный номер 407) на право постоянного (бессрочного) пользования землей. В то время «Приволье» являлось государственным хозрасчетным сельскохозяйственным предприятием Министерства обороны РФ.
7 сентября 2000 года было издано постановление главы Руднянского района (№559) о принятии ГУСХП «Приволье» в муниципальную собственность. Это случилось не просто так. Основания: приказ начальника тыла Вооруженных сил РФ – заместителя министра обороны (№131 от 14 марта 1998 года); письмо заместителя командующего войсками Московского военного округа по тылу (№28/332 от 24 июня 1997 года); решение общего собрания трудового коллектива предприятия (протокол №2 от 20 марта 2000 года). 22 декабря 2000 года предприятие как имущественный комплекс было передано в хозяйственное ведение теперь уже не государственного, а муниципального сельхозпредприятия «Приволье».
Прошли годы. 9 августа 2010-го Арбитражный суд Смоленской области принял решение удовлетворить иск МУСХП «Приволье» и оставить за ним право бессрочного пользования четырьмя земельными участками (267 777 кв. м, 39 923 кв. м, 142 822 кв. м, 63 378 кв. м) в районе Краснинского шоссе. Поскольку государственная регистрация права собственности МО «Руднянский район» на эту землю отсутствовала, а Министерство обороны на эти земли не претендовало, арбитражный суд признал право бессрочного пользования землей за муниципальным предприятием.
Зачем в 2010 году «Приволью» понадобилось выяснять это в суде? Дело в том, что к этому времени сельхозпредприятие практически обанкротилось. 29 октября 2008 года в отношении МУСХП «Приволье» введена процедура наблюдения. С 19 мая 2009 года на основании определения арбитражного суда Смоленской области МУСХП «Приволье» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Срок конкурсного производства в конечном итоге был продлен до 22 июня 2011 года.
Обанкротившемуся сельхозпредприятию предстояло расплатиться с заимодавцами. Согласно требованиям законодательства «Приволью» было необходимо прекратить право бессрочного пользования на земельные участки и заключить договоры аренды. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области не стал препятствовать банкроту, и соответствующий приказ о прекращении бессрочного пользования (№2617) был подписан уже 8 декабря 2010 года. А на следующий день, 9 декабря 2010 года, были заключены договоры аренды на четыре земельных участка (сроком по 9 декабря 2059 года).
Кто же был главным кредитором приказавшего долго жить сельскохозяйственного предприятия? 14 октября 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ЗАО «Фонд региональной политики». Сельхозпредприятие задолжало этому ЗАО несколько миллионов рублей. Соглашение об отступном в виде передачи прав аренды четырех земельных участков было достигнуто в мае 2011 года.
А уже к концу 2011 года администрация Смоленской области предложила срочно расширить границы Смоленска, в том числе за счет этих участков, относящихся к категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства». Было ли изначально в планах ЗАО «Фонд региональной политики» занятие сельским хозяйством? Вряд ли.
Права на аренду закончатся во второй половине 21 века. И против этого никто ничего не имеет. Депутаты Смоленского района хотят оставить эти земли в границах района, а депутаты Горсовета не спешат присоединять их к городу. Эту общую позицию сегодня не разделяет администрация области. Главный аргумент: город в перспективе должен расширяться.
Но на ближайшие 50 лет городу есть куда расти. 2 апреля 2012 года об этом говорили на совещании, которое провел глава Смоленска. Депутат Вадим Косых отметил: «На далекую перспективу есть возможность развития города в южном направлении (район деревни Миловидово), в западном направлении (деревня Михновка) и в северном направлении (район Печерска). Земли данных территорий пока не обременены».
Что может сделать рачительный арендатор, получив «городскую прописку» земель, принадлежавших когда-то «Приволью»? Переуступить права аренды, пустить участки под строительство жилья, потребовать у муниципалитета обустроить инфраструктуру этой уже городской территории?
9 апреля 2012 года глава города провел еще одно совещание по вопросу расширения границ Смоленска. По словам депутата Вадима Косых, сегодня нельзя вести строительство жилых домов в районе Краснинского шоссе из-за проблем с Верхне-Ясенным водозабором, половина скважин которого не работает. Еще проблематичнее обстоят дела с фекальной канализацией и практически отсутствующей ливневой канализацией. Без строительства южного коллектора ни о какой застройке территорий вообще нельзя вести речь. В ходе обсуждения выяснился любопытный факт: планируемое в перспективе строительство южного коллектора неминуемо затронет часть обсуждаемых земельных участков бывшего «Приволья».
В конце прошлого года срок, до которого границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, был продлен до 1 января 2015-го.
9 апреля на совещании у главы города Александра Данилюка было принято решение о создании рабочей группы, в которую предложено включить депутатов Городского совета, Смоленского района и Областной думы, представителей исполнительной власти города и области.
Спешить в вопросах определения границ города нельзя. В случае, если депутаты Городского совета примут на сессии отрицательное решение по поводу присоединения любой из территорий, решение не будет носить обязательный характер. Мнение Горсовета будет учтено, но областной закон о границах города может быть принят Областной думой как в соответствии с этим мнением, так и вопреки ему.
В новейшей истории Смоленска уже случалось, что мнение муниципалитета не учитывалось региональной властью. Например, когда вопреки здравому смыслу у города было изъято право распоряжения городской землей.
Ни к чему хорошему это не привело.
< Предыдущая | Следующая > |
---|