Об истории и процессе уплотнительной застройки в Смоленске
Процесс втискивания новых зданий между существующих домов, насаждение объектов на дворовых территориях и в скверах называют «точечная застройка», «уплотнительная застройка». Причем в Смоленске так говорят, вкладывая в эти понятия негативный смысл, – имея в виду строительство вопреки генеральному плану и изношенным сетям, к которым подсоединяют новые объекты. Главное, что точечно строят вопреки желанию горожан, а порой и вопреки элементарному здравому смыслу.
Одним из ярких борцов с точечной застройкой был последний всенародно избранный мэр Эдуард Качановский. В эпоху его правления много шумели о сносе рынка «Колос» и строительстве на его месте торгового центра. Эдуард Качановский встречался с жителями на месте предполагаемого строительства. А потом не раз говорил, что главная беда в том, что землей в городе не может распоряжаться город...
Земли, государственная собственность на которые не разграничена, и по сей день находятся в распоряжении областной исполнительной власти. А начало этому было положено во времена, когда городом управлял Владислав Халецкий, а областью – Виктор Маслов. Именно в те, уже далекие, дни случилось то, что можно назвать «смоленским землетрясением»: городские территории основательно «перетрясли».
Многие подробности с течением лет забыты, но одно из основополагающих событий того времени привело к ныне существующему состоянию дел: межеванию земель. В 2007 году земля в Смоленске была отмежевана интересно: практически по отмостке. Это значит, что к каждому жилому дому стали относить не всю дворовую территорию, а по пять-шесть метров вдоль периметра здания. Образовалось множество свободных участков, которые можно было с успехом продать. Что, в принципе, и делалось с завидной регулярностью.
Правда или нет, но поговаривали, что даже земля на площади Смирнова (нынешняя площадь Победы) принадлежит частному владельцу. Процесс не то приостановили, не то перенаправили, когда было принято решение, по которому неразграниченные земли Смоленска перешли в распоряжение области.
Однако точечная застройка не прекратилась. И дело усугубилось тем, что если даже городские и областные власти сомневались в целесообразности выделения земельных участков, граждане могли заручиться решением судов – вопреки желанию властей. До сих пор не забыты громкие скандалы вокруг строительства детского кафе на улице Октябрьской революции. Здание в результате втиснули посреди пешеходной улицы, что до сих пор вызывает возмущение многих горожан.
Качановскому не удалось преломить ситуацию. Не удалось это сделать и его преемнику – сити-менеджеру Константину Лазареву. Не удалось и главе города Данилюку, который собирал депутатов Областной думы и Горсовета для обсуждения этой проблемы. Губернатор Антуфьев не спешил возвращать землю городу, хотя речь об этом неоднократно заходила. В 2011 году Сергей Антуфьев заявил: «Как только увижу, что Городской совет работает конструктивно и в интересах города Смоленска... тогда, конечно, отдадим землю».
Один из выходов из ситуации администрация города увидела в межевании квартальных территорий, выведении земли из категории неразграниченной. Эта работа началась с 2010 года. Однако уже в 2011 году тогдашний начальник управления муниципального имущества и земельных отношений Александр Долгий рассказал «Смоленской неделе», что с межеванием есть проблемы: «К сожалению, процесс тормозит тот факт, что исполнители, которые выигрывают конкурсы по межеванию, не всегда являются профессионалами в своем деле и поэтому часто не справляются с поставленными задачами. Приходится заново объявлять конкурсы, расторгать договоры, в том числе и через суды. Но постепенно работа движется. Ее цель – распределение земли внутри кварталов согласно нормативам и СНиП, в которых для каждого дома предусмотрено наличие детских площадок, сушилок для белья, площадок для мусорных контейнеров, мест для стоянки автотранспорта. Мы посчитали, что нужно порядка 500–700 миллионов рублей на создание проектов для всех территорий города. С учетом того что сейчас мы осваиваем 30–40 миллионов в год, думаю, процесс растянется надолго».
В 2012 году, когда к власти в губернии пришел Алексей Островский, затеплилась надежда, что городу вернут землю, и беспредел с точечной застройкой прекратится. Но новый губернатор не посчитал нужным это сделать, и положение дел практически не изменилось. Правда, одну из проблем новая власть попыталась решить: разобраться с предоставлением земельных участков льготникам. 28 сентября 2012 года был принят Областной закон №66-з. В нем перечислены категории граждан, которые могут претендовать на получение земельных участков бесплатно. Уполномоченный орган должен сформировать эти участки и включить в соответствующие перечни. Граждане, поставленные на учет, должны в двухнедельный срок после опубликования перечней получить почтовое отправление. В нем – уведомление о возможности предоставления земельного участка (с указанием местоположения и площади земельного участка, размера арендной платы за него). В законе написано, что эти перечни впервые должны быть утверждены не позднее 1 сентября 2013 года. Не исключено, что не зря городские депутаты поспешили 27 августа перевести 156 га земли в Пасове из рекреационной зоны в зону «Ж-1». Возможно, часть граждан, стоящих в очереди за земельными участками, сможет попытать счастья в Пасове?
Только рано ставить точку в земельных проблемах города. Проходящие одно за другим публичные слушания и заседания комиссий, связанные с изменениями в территориальном зонировании, демонстрируют неутешительную картину: то ли с этим зонированием у нас изначально проблемы, то ли собственники упорно не хотят смириться с установленными правилами и Генпланом, который обновили несколько лет назад. Да и в судах не уменьшается количество дел, связанных со спорными земельными вопросами. А тем временем точечные объекты как грибы после дождя вырастают в самых неожиданных местах города. И депутаты Горсовета вынуждены биться уже за то, чтобы сегодня не строили хотя бы на землях, отведенных под памятники. Яркий пример: отстаивание участка на улице Ногина, где должен быть мемориал в честь воинов-освободителей.
В конце августа заместитель главы администрации Смоленска Александр Бекбуллатов честно сказал участникам публичных слушаний, что не может назвать конкретный срок, когда «прекратится беззаконие с застройкой». Он мог пообещать только, что с участием смолян будет рассматриваться каждый конкретный случай. Но, как известно, мнение смолян носит только рекомендательный характер. Горожане могут возмущаться, но не могут запретить. Да и на слушания они ходят нечасто, поскольку подобные мероприятия обычно проходят в будние дни и в рабочее время.
Но «вишенкой на тортике» земельной неразберихи можно считать тот факт, что до сих пор Смоленск – безграничный: у города нет официальных границ. И в воздухе висят вопросы о земельных участках на Краснинском шоссе и о еще нескольких спорных территориях, которые надо включить либо в границы областного цент-ра, либо в границы Смоленского района. В апреле прошлого года было принято решение о создании рабочей группы, которой до июля 2012-го предстояло разобраться во всех смоленских пограничных тонкостях. Но до сих пор ее участники так и не собрались. В соответствии с требованиями федерального законодательства вопрос придется решить к 2015 году.
А когда будет решен вопрос с точечной застройкой – наверное, никто не сможет ответить.
< Предыдущая | Следующая > |
---|