Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Главное «И тогда вода нам как земля…»

«День ВМФ в Смоленске»

Смоленщина в истории Военно-морского флота России

28 июля в России отмечают День военно-морского флота. Этот праздник был и остается главным профессиональным праздником моряков. Смоленские моряки собираются в этот день, чтобы вместе поднять Андреевский флаг. За период ХVII–ХХ веков Смоленщина дала России свыше 100 адмиралов Военно-морского флота.

Празднование Дня военно-морского флота было впервые установлено 22 июня 1939 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б). В советское время праздник был официально утвержден Указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». 31 мая 2006 года президент России Владимир Путин установил День военно-морского флота как памятную дату в Вооруженных силах России.
Первый российский боевой корабль был построен еще при царе Алексее Михайловиче. Для сооружения этого корабля был выбран проект одного из голландских судостроителей. Экипаж судна состоял из 57 человек, из них 35 были стрельцами и обслуживали 22 корабельных орудия. Отдавая дань уважения к гербу Российского государства, корабль назвали «Орел».
Военно-морской флот как отдельный вид Вооруженных сил стал складываться начиная с конца XVII века. На рубеже XVII–XVIII веков регулярный военный флот был необходим стране – для преодоления территориальной изоляции, не дававшей Русскому государству продвинуться в экономическом и социальном развитии.
Первой постоянной группировкой военно-морских сил стал Азовский флот. Построенные зимой 1695–1696 годов корабли и суда этого флота предназначались для содействия в кампании по овладению турецкой крепостью Азов.
30 октября 1696 года Боярская дума приняла по представлению Петра I закон, положивший начало зарождению отечественного флота. Дату петровского постановления «Морским судам быть...» считают официальной датой основания российского флота.
В период Северной войны Петр I восемь раз бывал в Смоленске; с его именем связаны возникновение города Гжатска, Гжатской и Поречской пристаней, создание Вышневолоцкой судоходной системы.
Именно в ходе Северной войны (1700–1721 годы) сформировались основные задачи флота, перечень которых практически не изменился до сих пор. К задачам флота относились борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона побережья, содействие армии, нанесение ударов с моря и обеспечение вторжения на территорию противника.
Роль флота менялась в зависимости от материального положения страны и характера вооруженной борьбы на море. До Первой мировой войны главными силами флота были надводные корабли, во время Второй мировой – морская авиация, а в послевоенный период – подводные лодки.
Подводные силы как новый род сил ВМФ стали развиваться с 19 марта 1906 года. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 году также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля – в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. Окончательно ВМФ сформировался к середине 1930-х годов, когда в его состав организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
В период становления регулярного флота России его структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 года была по указу Петра I сформирована Адмиралтейств-коллегия – для повседневного управления флотом. 20 сентября 1802 года образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 года. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после Русско-японской войны – вместе с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы как Петр I, Павел Чичагов, Иван Григорович, Николай Кузнецов, Сергей Горшков.
На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 года, Каспийская флотилия – с 15 ноября 1722 года, а флот на Чёрном море – с 13 мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года соответственно.
В настоящее время Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации. Современный ВМФ России состоит из пяти родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны.
Смоленщина значительно повлияла на становление и развитие флота России. За период ХVII–ХХ веков смоленский край дал России 110 адмиралов Военно-морского флота. Среди смолян были исследователи мирового океана, кораблестроители, а также ученые, без открытий которых невозможно представить прошлое и настоящее ВМФ.
Свыше 60 смолян стали адмиралами и генералами ВМФ дореволюционной России. Наиболее известны имена выдающегося флотоводца, героя Синопа и Севастополя адмирала Павла Нахимова и государственного деятеля, светлейшего князя Григория Потёмкина – создателя Черноморского флота России, основателя Севастополя, Одессы, Херсона, Николаева.
XIX век дал целые морские династии смоленских дворян, для которых защита морских рубежей Отечества стала традицией: Рыковы (шесть адмиралов), Верховские, Воеводские, Станюковичи, Белавенцы, Колтовские, Нахимовы, Шестаковы, Лесли, Керны и другие.
Видную роль в истории российского флота сыграли смоляне – морские министры: адмиралы И. Шестаков и С. Воеводский. В годы Русско-японской войны (1904–1905 годы) важную роль сыграли вице-адмирал З. Рожественский – командующий Второй Тихоокеанской эскадры; В. Бер – первый командир крейсера «Варяг»; В. Дыбовский – герой Цусимского сражения, один из первых морских летчиков.
И дореволюционная, и советская Смоленщина дала большое количество призывников для службы на Военно-морском флоте. В годы Великой Отечественной войны, в Смоленском оборонительном сражении, героически сражались два морских артиллерийских дивизиона особого назначения. В 1941 году составе Пинской военной флотилии отличился монитор «Смоленск». Тридцать восемь смолян-моряков стали Героями Советского Союза; среди них – вице-адмирал И. Сорнев, генерал-лейтенант И. Цапов, морские летчики Е. Рыжов, М. Ефимов, А. Жестков, Е. Никулина, морской пехотинец Н. Киселев, старший матрос В. Миненков, подводник старшина 1-й статьи А. Морухов. Пятнадцать моряков стали кавалерами флотоводческих орденов Ушакова и Нахимова: генерал-полковник В. Ермаченков, Герой России капитан первого ранга А. Матиясевич, капитан первого ранга М. Крохин; контр-адмирал А. Аржавкин и генерал-полковник авиации И. Корзунов удостоены обоих флотоводческих орденов.
Морские традиции и сегодня не забыты на Смоленщине. Многие смоляне идут служить на флот: на АПЛ «Смоленск», ТАРК «Адмирал Нахимов», в 830-й смоленский отдельный вертолетный полк ПЛО.
В последнее воскресенье июля члены Морского собрания Смоленска собираются в Лопатинском саду – для того чтобы отметить День военно-морского флота. Как рассказал «Смоленской неделе» председатель Морского собрания Смоленска Александр Яковенко, этот год не станет исключением. 28 июля в 11:00 в Лопатинском саду пройдет торжественное построение смолян – ветеранов Военно-морского флота и подъем Андреевского флага. В этот день моряков наградят медалями «80 лет Северному флоту». После этого смоленские моряки возложат в память о погибших цветы к Вечному огню.


При подготовке материала были использованы публикации интернет-ресурсов Stat.mil.ru (сайт Министерства обороны России), Army-news.ru (сайт «Армейский вестник») и материалы книги И. Беляева «Адмирал П. Нахимов и Смоленский край». Редакция «Смоленской недели» благодарит за предоставленную информацию сотрудников Молодежного центра-музея им. адмирала Нахимова, а также председателя Морского собрания Смоленска Александра Яковенко.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу