Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Главное Нина КУЛИКОВСКИХ: «Не надо ждать указаний сверху: мы можем сами менять жизнь»

Нина Куликовских

Почти 24 года на Смоленщине действует областное поисковое объединение «Долг». Когда-то вяземская учительница Нина Куликовских и семь ее воспитанников создали отряд и приняли участие в Вахте памяти, а сейчас объединение «Долг» насчитывает 54 отряда. 14 марта 2013 года Нина Куликовских награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В числе четырех россиянок она с благословения патриарха Кирилла удостоилась награды «Вечный тихий подвиг» от Союза православных женщин.

В одном из своих интервью Нина Куликовских рассказала, что в 1990 году произошла ее первая встреча с женой погибшего воина, останки которого нашли в Вяземском районе. Эта встреча с вдовой солдата произвела на Нину Куликовских неизгладимое впечатление и раз и навсегда убедила в том, как важна работа поисковых отрядов: «На многочисленных митингах повторяется фраза, которая стала немного банальной: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Конечно, необходимо как можно больше разыскать останков солдат, но для меня важно не то, какое количество солдат мы несем в гробах, а какое количество людей идет за гробами. Наша работа важна в первую очередь для человека, живущего сегодня».

Сегодняшний день для Нины Куликовских – это не только поисковая работа, но и активная общественная деятельность. Она – доверенное лицо президента Путина, член Смоленской общественной палаты, советник губернатора Смоленской области, участник «Общероссийского народного фронта». Нина Куликовских считает, что активная гражданская позиция подразумевает вопрос к себе: «Что лично я могу сделать для своей страны?».
11–12 июня 2013 года в Москве прошел учредительный съезд «Общероссийского народного фронта», делегатом этого съезда стала Нина Куликовских – директор Смоленского областного центра героико-патриотического воспитания и социальной помощи молодежи «Долг». Сегодня Нина Куликовских – гость «Смоленской недели»; она рассказала, как проходит поисковый сезон-2013, ответила на вопрос о том, почему стала участником ОНФ, и поделилась впечатлениями об июньском съезде «фронтовиков».
Нина Германовна, в этом году Смоленщина отмечает 70-ю годовщину освобождения от фашистских захватчиков. Вахта памяти-2013 особенная?
Каждый год происходит что-то, что отличает эту Вахту памяти от предыдущих. Мы находим новые имена, новых солдат, и каждый человек, о котором мы узнаем, – как новая вселенная. Мы посвятили 70-летию освобождения Смоленщины конкурс историко-исследовательских литературных работ на тему войны. Этот ежегодный конкурс мы проводим вот уже в одиннадцатый раз. Что касается практической работы – в этом году всё как всегда. На самом деле, сезон никогда и не прекращается. Мне как директору государственного учреждения – областного центра героико-патриотического воспитания и социальной помощи молодежи «Долг» – некогда сходить в отпуск, потому что работаем круглый год: большой командой изучаем материалы в архивах, выходим в экспедиции и, начиная с января, делаем захоронения. Для поисковиков важен каждый год, потому что свидетелей Великой Отечественной войны становится все меньше. И мы спешим успеть. Успеть расспросить, услышать, донести весть. Ведь когда устанавливаем имена солдат, до сих пор находим их вдов, которым уже под сто лет. И понимаем, что на следующий год просто не успеем принести кому-то из них последнюю весточку о любимом человеке.
22 июня вы примете участие в акции «Свеча памяти»...
Конечно, но зажигание свечей в ночь с 21 на 22 июня – это для нас только часть акции. Вот уже несколько лет подряд мы проводим памятные мероприятия, посвященные дню начала войны, приглашаем делегации из каждого района Смоленской области. Первый раз мы собрались в Гагарине, в год 70-летней годовщины с начала войны. В этом году поисковики совместно с представителями «Народного фронта» и партии «Единая Россия» подготовили в Руднянском районе международную акцию ко Дню памяти и скорби. Я давно хотела провести ее там, потому что это очень интересный район: он граничит с Беларусью, в нем шли боевые действия, пусть и не такие массовые, как в Сычёвке, Велиже, Гагарине или Вязьме. Есть центральные мемориалы в Волгограде, на Поклонной горе – все их знают. Но на Смоленщине существует множество уголков, достойных почитания, внимания. И в деревне Микулино Руднянского района есть совершенно необыкновенный воинский мемориал, посвященный шести погибшим минерам – героям Советского Союза.
Много людей примут участие в акции?
Мы разослали приглашения во все районы Смоленской области. Приглашаем делегации, в состав которых входят поисковики, представители патриотических объединений, ветеранских организаций, участники «Народного фронта». Нам ничего не пришлось придумывать: жизнь сама преподнесла сценарий мероприятия, на которое мы пригласили смолян. Главными действующими героями этой акции будут погибшие солдаты: десятки неизвестных, а также четверо солдат, чьи имена мы установили. Это два бойца из Украины, один из Белоруссии – и один солдат, который уходил на фронт из Казахстана, но все его потомки сегодня проживают в Израиле. В Руднянском районе сейчас проходит полевая экспедиция, и уже поднято порядка сорока воинов, а к моменту погребения будет поднято еще больше. Пройдет торжественный митинг, состоится погребение. Останки трех красноармейцев, чьи имена мы установили – Зеленцова, Лугавцова, Дзюбу – заберут родные, близкие, земляки, чтобы похоронить в родной земле. И поедут они в Могилёвскую область, в Крымскую автономную область, Харьковскую область. Мы проведем обряд прощания, отпевания, чтобы благодарные смоляне достойно проводили в последний путь тех воинов, которые 70 лет лежали безвестно в лесах. А четвертый солдат – Рувим Портнов – уже похоронен в 2009 году в Велиже; но мы только в прошлом году нашли его родственников в Израиле, которые тоже приедут к нам в Рудню. Среди них – сын Рувима Портнова.
Сколько погибших воинов, считавшихся пропавшими без вести, удалось найти за 24 года поисковой работы?
С уверенностью могу сказать только о том, что сделано в организации «Долг»: все подъемы и находки задокументированы. Поэтому могу абсолютно ответственно утверждать, что с того времени, когда я влилась в поисковое движение в 1989 году, похоронено более сорока тысяч погибших солдат.
Сколько имен установлено?
Цифры меняются практически каждый день. Иногда солдатский медальон «вытягивают» через пять-шесть лет. Имена устанавливаются через экспертизу. Информация должна быть стопроцентной. Сейчас в электронном банке порядка полутора тысяч имен. Порой в медальоне бумага сохраняется фрагментарно, можно разобрать только отдельные буквы, или указаны только инициалы, или не записано место рождения... Эта информация тоже в нашем банке; с ней работают, восстанавливая по крупицам: по архивным данным, другим источникам, через родственников. Ведь наша задача – неизвестного солдата сделать известным. Мы создали в Вязьме Музей неизвестного солдата, а экспонатов хватит еще на десять музеев.
Вы упомянули, что на акцию в Рудне приедут представители «Народного фронта». Почему вы приняли решение принять участие в этом движении?
Наверное, потому что я по жизни активный человек – и неравнодушна к тому, что происходит на Смоленщине, где я родилась и живу всю свою жизнь. И еще потому, что каждый из нас должен, исполняя то, что ему по силам, нести ответственность за все, что происходит с его домом, улицей, городом, деревней, страной... «Народный фронт» привлекает меня открытостью, объединяющей силой. Это движение многогранно: в него входят разные люди; среди них, например, ученые и даже любители-садоводы.
Вы приняли участие в июньском съезде ОНФ. Каковы его главные итоги?
Это был учредительный съезд. «Народный фронт» стал общественным движением; оно основано на массовом объединении граждан, которые желают процветания своей стране. Но эти люди не занимают выжидательную позицию, а сами готовы принимать участие в том, чтобы улучшать жизнь. Какое еще движение может похвастаться тем, что лидером его является первое лицо нашей страны – Владимир Путин, который дал свое согласие возглавить «Народный фронт»? И мы готовы помогать нашему президенту, чтобы претворить в жизнь все программы и планы, нацеленные на прогресс и развитие. Программным документом для ОНФ является манифест; он соответствует всем тем программам, которые выдвигал Владимир Владимирович Путин перед выборами и которые предстоит осуществлять в период его президентского срока. Мы утвердили манифест, устав, выбрали лидера. Считаю, что на съезде мы выполнили масштабные исторические задачи. Горжусь, что стала одним из пятисот учредителей общероссийского общественного движения. Учредителем стала и Наталья Семенцова – известный смоленский педагог.
А какие обязанности накладывает на вас то, что вы стали одним из учредителей?
Организовать и провести конференцию в Смоленской области, чтобы создать региональное отделение ОНФ. Пока я руковожу оргкомитетом, а потом, в соответствии с уставом «Народного фронта», будут избраны два или три сопредседателя, которые будут руководить региональным отделением.
Сможет ли «Народный фронт» реально менять жизнь, влиять на принятие решений на государственном уровне?
Возьмем в пример поисковое движение. Разве есть институты, которые готовят поисковиков? Разве были какие-то распоряжения, обязывающие создавать поисковые отряды? Разве в бюджетах была прописана строка финансирования этой деятельности? Было только одно: жгучее желание заниматься этим делом. И сегодня президент России обратил серьезное внимание на поисковую работу. Государственная политика такова, что в первую очередь решаются глобальные, масштабные проблемы. Это правильно. Так и должно быть, чтобы определять путь развития страны, строить взаимоотношения в мировом сообществе. Но есть проблемы, которые касаются жителей одной улицы, жителей одного дома, или представителей определенной профессии – и эти проблемы волнуют людей. Что толку от решения глобальных вопросов для человека, у которого, например, нет нормального жилья, возможности дать образование своему ребенку... Не надо ждать указаний сверху: мы можем сами менять жизнь. Верю, что даже от одного человека многое зависит. В России миллионы «фронтовиков» – поэтому есть даже не надежда, а твердая уверенность в том, что нас услышат на всех уровнях.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу