Гость «Смоленской недели» – председатель Избирательной комиссии Смоленской области Алексей Степанов – рассказал об особенностях кампании по выборам в Областную думу пятого созыва, о периоде выдвижения и возможном максимальном количестве кандидатов в избирательных округах. Он ответил на вопросы о том, какие нарушения могут привести к снятию с выборов, о том, насколько вероятно давление на Избирательную комиссию и есть ли возможность использования административного ресурса в период предстоящих выборов. Кроме того, Алексей Степанов прокомментировал обстоятельства своего выдвижения на должность председателя Избирательной комиссии Смоленской области и высказал мнение о том, будут ли кандидаты применять «черные» политтехнологии в период выборной кампании.
Алексей Николаевич, в чем уникальность предстоящих выборов депутатов Областной думы пятого созыва?
Это очередные выборы депутатов Смоленской областной думы. По большому счету, схема не изменилась: немного поменялась система формирования партийных списков, изменилось количество региональных групп. Последние подобные выборы у нас были в декабре 2007 года; тогда они были совмещены с выборами депутатов в Государственную думу.
На сайте Избирательной комиссии Смоленской области размещен список 83 политических партий и их региональных отделений, которые имеют право принимать участие в выборах.
В Смоленской области зарегистрированы более сорока региональных отделений партий, и 35 из них имеют право принимать участие в выборах. Если говорить о количестве избирательных объединений, которые имеют право принимать участие в выборах, – по сравнению с 2007 годом оно, конечно, значительно выросло: если в тот период времени было семь политических партий, то на сегодняшний момент у нас 35 региональных отделений политических партий, которые имеют право участвовать в выборах. Есть еще партии, у которых нет региональных отделений в Смоленской области, но они также имеют право принимать участие в наших выборах и напрямую выдвигать кандидатов; например, проведя мероприятие в Москве по выдвижению кандидатов в Смоленскую областную думу. Общее максимальное количество партий с учетом региональных отделений, которые могут участвовать в этих выборах, – порядка сорока восьми.
Каким, по вашим оценкам, может быть максимальное число кандидатов в одном избирательном округе?
Теоретически, если все партии выдвинут своих кандидатов в одномандатных округах и к ним добавятся около десяти самовыдвиженцев, то в одном округе может оказаться около шестидесяти кандидатов. Но я думаю, что это не вполне реально: на самом деле их будет значительно меньше.
Избирательная комиссия готова к такому наплыву кандидатов?
Безусловно, мы готовы к любому количеству кандидатов, учитывая немалое количество тех, кого выдвинут партии в списках по единому округу. Представьте: если в одномандатном округе партии могут выдвинуть по одному кандидату, то в каждом партийном списке может быть по единому округу до семидесяти пяти человек! Если умножить это число на сорок восемь (по количеству партий) – представляете, какое количество кандидатов может быть в теории? Но мы предварительно разговаривали с представителями политических партий, и пока только 19 партий подтвердили, что планируют принять участие в выборах. Эта цифра может колебаться как в большую, так и в меньшую сторону. Но все-таки думаю, что на выборы заявятся не более двадцати партий.
Начинается процесс выдвижения...
Со 2 июня у нас официально начался период выдвижения. И 3 июня уже выдвинулись четыре кандидата: по седьмому, одиннадцатому и двадцатому одномандатным округам.
Многие решат не откладывать выдвижение в долгий ящик...
В основном – самовыдвиженцы. Партиям нужно провести процедуру по выдвижению, собрать конференции, которые требуют предварительного проведения собраний местных отделений. На это нужно немало времени. Самовыдвиженцам проще: прийти в комиссию, написать заявление и начать собирать подписи.
Сколько надо собрать подписей?
В каждом округе это 0,5 процента от количества зарегистрированных в нем избирателей. Количество избирателей в округах разное: где-то тридцать две тысячи человек, где-то тридцать шесть. В среднем число варьируется от ста шестидесяти до ста восьмидесяти подписей.
Приходится ли Избирательной комиссии испытывать давление? Например, со стороны политических партий?
Политические партии не могут на нас давить, потому что мы независимый орган, равно как и власти на нас не могут давить: мы им не подчиняемся. Вопрос в другом. Зачастую политические партии пытаются влиять на принятие нами решений путем отстаивания своей точки зрения; у них есть свое видение, как все это должно происходить, порой – своя трактовка законов. Сразу скажу: мы в Избирательной комиссии читаем закон буквально, применяя его нормы и требования одинаково ко всем кандидатам. Партии делегируют своих представителей в комиссии. Конечно, члены Избирательной комиссии – с правом совещательного голоса, с правом решающего голоса – высказывают позицию партии, если она есть по конкретному вопросу. Но при этом они не забывают о том, что в первую очередь должны отстаивать интересы закона.
Когда вы стали председателем Избирательной комиссии Смоленской области, ходили слухи, что у региональной исполнительной власти якобы была другая креатура на эту должность, а ваше назначение не слишком приветствовалось в коридорах и кабинетах здания на площади Ленина, 1. Прокомментируете?
Комментировать это сложно. Вопрос в том, что кандидатуры на должность председателя предлагает Центральная избирательная комиссия, поэтому не вижу смысла говорить о том, кто чья креатура. Да, сложилась ситуация, когда одну предложенную кандидатуру члены Избирательной комиссии Смоленской области не избрали председателем. По закону, если кандидатура не избирается, Центризбирком обязан выдвинуть новую. Мне предложили дать согласие на то, чтобы была выдвинута моя кандидатура. На тот момент я работал в Москве, и у меня все было хорошо...
Почему вы согласились на возвращение в Смоленскую область?
Я в первую очередь понимал, что предстоящие выборы – непростые, и найти кандидатуру на должность председателя комиссии достаточно сложно. Этот человек должен был сразу, с чистого листа, начать подготовку к проведению кампании, при этом знать местные особенности, хорошо знать избирательное законодательство, иметь опыт в проведении кампаний. Понятно, что таких людей немного. Трудно было отказаться и с учетом того, что мне предлагали вернуться в область руководители Центральной избирательной комиссии.
Как вы считаете, будет ли эта выборная кампания «грязной»?
Каждые выборы у нас в области непредсказуемы. Смоленщина – регион специфический, здесь многое сложно заранее предугадать. Будет кампания грязной или нет? По логике, учитывая накал страстей в Смоленской области, можно предположить, что кампания будет непростой: будут использоваться различные политтехнологи, в том числе и «грязные». Иногда ожидаешь от кампании много-много всего, а она проходит на удивление тихо. Есть ощущение, что нынешняя будет тяжелой, и последует много жалоб. Думаю, прежде всего – в одномандатных округах. Потому что – в отличие от выборов в Госдуму – выборы в Областную думу затрагивают личные интересы людей, которые здесь живут, и граждане реагируют более активно.
В выборы активно вовлечено и местное интернет-сообщество...
Интернет-среда – это сложная тема для избирательных комиссий, потому что в законодательстве практически регулируется деятельность только официально зарегистрированных интернет-СМИ. Иногда сайт печатного издания не является официально зарегистрированным СМИ. Большинство сайтов и порталов не подпадает под нормы законодательства, которые регулируют процесс участия СМИ в освещении выборов, размещении агитационных материалов. Поэтому для нас это тема сложная. Во-первых, нельзя определить субъект информации, размещенной в Интернете. Конечно, у нас есть возможность все это узнать через правоохранительные органы: они обязаны по нашим обращениям, запросам проводить проверки. И если будет установлено, что какой-то интернет-ресурс проводит агитацию за тех или иных кандидатов, и это не оплачено из избирательных фондов, то, безусловно, будут выявляться субъекты – юридические или физические лица, которым принадлежат подобные сайты, и к ним будут применяться меры реагирования.
Каковы последствия для таких нарушителей?
В основном, административная ответственность: штрафы. Если будет установлена связь кандидата с незаконным размещением агитационных материалов в Интернете, и будет установлено, что это делалось по просьбе кандидата, его уполномоченного или доверенного лица, то тогда определенную ответственность понесет и кандидат.
За какие нарушения кандидатов стопроцентно снимают с выборов?
Подкуп избирателей. Расходование средств помимо средств избирательного фонда. Это повлечет отказ в регистрации, отмену регистрации и даже отмену результатов состоявшихся выборов.
Губернатор Смоленской области – член ЛДПР. Уникальность этих выборов в том, что не будет применен административный ресурс, который, как считают многие, использует при проведении кампаний партия власти.
Сегодня нет смысла предполагать, что партия власти могла бы задействовать административный ресурс на территории Смоленской области. Губернатор – член другой партии, и именно ему подчиняются все подразделения администрации. Меня как председателя комиссии не слишком заботят эти рассуждения, поскольку выборы мы будем проводить по закону. И если будут поступать жалобы на применение административного ресурса, направим их в правоохранительные органы. Одно из серьезных оснований для отмены регистрации кандидата – это использование преимуществ должностного и служебного положения. На выборах органов местного самоуправления поступали жалобы на использование муниципальными служащими преимуществ должностного и служебного положения. Правоохранительные органы делали выемку компьютеров, жестких дисков, телефонов, брали все распечатки – и легко устанавливали факты нарушений. Были случаи, когда агитационные материалы делались на служебных компьютерах; по решению суда, кандидаты снимались с выборов.
Можно ли дать прогноз на явку избирателей в день голосования?
Практика показывает: когда региональные выборы проводятся отдельно от федеральных, то явка всегда ниже. Для примера: в 2002 году, когда у нас были выборы губернатора и выборы депутатов Смоленской областной думы, явка смолян на избирательные участки составила около сорока процентов. А на федеральных выборах явка избирателей – пятьдесят-шестьдесят процентов. В этом году выборы пройдут 8 сентября, в единый день голосования. На явку избирателей может повлиять тот факт, что к этому времени еще не закончатся сезон отпусков, дачный сезон... Мы можем предполагать, что в единый день голосования явка будет примерно на уровне сорока процентов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|