Политический Смоленск завораживает московских наблюдателей: происходящие здесь события кажутся лишенными логики. А всё потому что для нашего города благо не в том, чтобы плохое не случалось, а в том, чтобы об этом плохом никто громко не рассказал. Сегодня системный кризис местной власти Смоленска в той острой стадии, когда этот нарыв уже не прикрыть никаким молчанием. Кризисы никогда не случаются вовремя. Так и нынешний... В тот момент, когда верстался номер «Смоленской недели», произошли новые события, связанные с распоряжением главы Смоленска о расторжении контракта с сити-менеджером.
Тихая паника в политических кругах понятна и объяснима: 30 мая на заседании Облдумы объявляют о назначении даты выборов, буквально через несколько месяцев город «накроет» юбилеем, и в этот непростой исторический момент глава Смоленска заявляет о расторжении с 22 мая контракта с сити-менеджером. Тут же Александр Данилюк становится парией для тех, кто, прекрасно понимая, что вот уже долгое время творится в администрации и Горсовете, предпочитает откладывать разрешение ситуации до будущих времен или вообще закрывать глаза на происходящее.
А происходят в Смоленске удивительные вещи. Часть депутатов Смоленского городского совета, заручившись поддержкой сити-менеджера, вопреки законам логики и требованиям Устава города почти полтора года манкируют своими обязанностями. В своем умении срывать сессии и заседания комиссий они уже демонстрируют настоящую виртуозность.
В конце апреля сорвана очередная сессия Смоленского городского совета: из двадцати трех депутатов пришли только девять. На 48-м заседании они должны были принять решения о приведении Устава города в соответствие с нормами федерального законодательства и о внесении изменений в бюджет Смоленска.
Еще одна 48-я, но уже внеочередная сессия, также сорвана. Не исключено, что намеченная на 31 мая очередная, 48-я сессия может не состояться. И тогда весь Горсовет окажется на волоске от роспуска. Ведь если представительный орган муниципалитета три месяца не будет собираться, то «высшее должностное лицо субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования». Эти положения введены в 131-й Федеральный закон в 2007 году и направлены на стимулирование депутатов к нормальной работе.
Если учесть, что последний раз городские депутаты сподобились обеспечить кворум 29 марта, то 29–30 июня 2013 года для них настанет время «ч».
В 131-ФЗ предусмотрен и еще один случай, когда губернатору придется пойти на крайние меры и внести в Облдуму проект закона о роспуске Горсовета: «В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт...». Устав Смоленска до сих пор не приведен в соответствие с федеральным законодательством...
Зачем же группе депутатов, поддерживающей Николая Алашеева, срывать назначенные в полном соответствии с регламентом очередные и внеочередные сессии, на которых принимаются важные для города, да и для самих депутатов решения? Почему они не действуют открыто? Но это загадка только для сторонних наблюдателей, а в самом Смоленске – давно секрет Полишинеля. Неявка депутатов на заседания, вся эта местная «политическая химия» – не дело принципа, а, скорее, «психические атаки».
В Смоленске бывали случаи и поинтереснее: однажды о своем самороспуске громко объявила фракция «Единой России» в Смоленском городском совете, в тот момент возбудившаяся исключением из партии своего лидера Николая Алашеева. Но тогда в процесс вмешался известный бизнесмен Павел Шитов. Не без его активного участия демарш депутатов не обернулся скандалом на всю страну, а ситуация получила обратный ход буквально в течение суток.
Повторим: увы, для нашего города благо не в том, чтобы плохое не случалось, а в том, чтобы об этом плохом никто громко не рассказал.
Возможно, Александр Данилюк предложил наименее болезненный для региональной власти путь разрешения ситуации: взял ответственность на себя. По Уставу города, он имеет полное право брать на себя эту ответственность: «Контракт с главой администрации города Смоленска может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления ...главы города Смоленска». Два выговора главе администрации – достаточная причина для принятия мер. Не исключено, что Александр Данилюк пошел на крайние меры и издал соответствующее распоряжение о расторжении контракта с Алашеевым, понимая, что подобный процесс может затянуться на долгие месяцы, а для исправления ситуации – на счету буквально каждый день.
Однако возобладала позиция тех, для кого «худой мир» лучше, чем радикальное решение проблемы. Прокуратура опротестовала решения главы Смоленска. 28 мая стало известно, что Следственными органами Следственного комитета РФ по Смоленской области возбуждено уголовное дело в отношении главы Смоленска. Он подозревается в превышении должностных полномочий.
29 мая губернатор области Алексей Островский в телеинтервью признал, что конфликтная ситуация в городе возникла задолго до его прихода, и нужно этому положить конец. Но, по словам губернатора, у него для этого нет юридических оснований.
Насколько высшее должностное лицо Смоленска превысило свои полномочия – вопрос спорный. Но, возможно, Александр Данилюк в очередной раз прислушается к мнению политсовета Смоленского отделения партии «Единая Россия» (именно «ЕР» в свое время поддержала его кандидатуру на пост главы города). В этом случае глава Смоленска отменит свое распоряжение о расторжении контракта с сити-менеджером. Тем не менее он вряд ли перестанет считать, что руководство администрации продемонстрировало свою несостоятельность, практически провалив исполнение бюджета и программу подготовки к юбилею.
Много раз мы слышали в Смоленске о том, что «коней на переправе не меняют». Правда, генерал Лебедь в 1996 году сказал в интервью «Вечерней Москве»: «Коней на переправе не меняют, а ослов – можно и нужно менять».
Возможно – и даже очень вероятно – все смоленские «кони» продолжат переправу. Главное, чтобы в нашем областном центре стабильность не трактовали как возложение печати на уста, не включали «телефонное право», а также не применяли методы психологического давления ни к одному из участников и свидетелей смоленского нарыва. Но на это надежды мало. Уже поползли слухи о том, что не промолчавшему Александру Данилюку срочно хотят найти замену, а Николая Алашеева несколько дней не видели на рабочем месте (хотя 22 мая он и уверял, что пост свой не бросит).
< Предыдущая | Следующая > |
---|