Политический Смоленск завораживает московских наблюдателей: происходящие здесь события кажутся лишенными логики. А всё потому что для нашего города благо не в том, чтобы плохое не случалось, а в том, чтобы об этом плохом никто громко не рассказал. Но есть ситуации, которые уже нельзя замалчивать. Сегодня системный кризис местной власти Смоленска в той острой стадии, когда этот нарыв уже не прикрыть никаким пластырем увещеваний от вышестоящих властей, призывами не дестабилизировать обстановку. Кризисы никогда не случаются вовремя. Так и нынешний...
Тихая паника в политических кругах понятна и объяснима: 30 мая на заседании Облдумы объявляют о назначении даты выборов, буквально через несколько месяцев город «накроет» юбилеем, и в этот непростой исторический момент глава Смоленска заявляет о расторжении с 22 мая контракта с сити-менеджером. Тут же Александр Данилюк становится парией для тех, кто, прекрасно понимая, что вот уже долгое время творится в администрации и Горсовете, предпочитает откладывать разрешение ситуации до будущих времен или вообще закрывать глаза на происходящее.
А происходят в Смоленске удивительные вещи. Часть депутатов Смоленского городского совета, заручившись поддержкой сити-менеджера, вопреки законам логики и требованиям Устава города почти полтора года манкируют своими обязанностями. В своем умении срывать сессии и заседания комиссий они уже демонстрируют настоящую виртуозность.
В конце апреля сорвана очередная сессия Смоленского городского совета: из двадцати трех депутатов пришли только девять. На 48-м заседании они должны были принять решения о приведении Устава города в соответствие с нормами федерального законодательства и о внесении изменений в бюджет Смоленска.
Еще одна 48-я, но уже внеочередная сессия, главный и единственный вопрос которой – о назначении временно исполняющего полномочия главы администрации – также сорвана. Взяв на вооружение навыки по дирижированию сессиями, 25 мая «некие силы» плотно поработали над дезорганизацией назначенного заседания, цинично прикрываясь фразами о сохранении стабильности. Между тем, эта декларируемая «стабильность» уже привела к срыву голосования о приведении Устава города в соответствие с федеральным законодательством...
Намеченная на 31 мая очередная, 48-я сессия может также не состояться. И тогда весь Горсовет окажется на волоске от роспуска. Ведь если представительный орган муниципалитета три месяца не будет собираться, то «высшее должностное лицо субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования». Эти положения введены в 131 Федеральный закон в 2007 году и направлены на стимулирование депутатов к нормальной работе.
Если учесть, что последний раз городские депутаты сподобились обеспечить кворум 29 марта, то 29–30 июня 2013 года для них настанет время «ч».
В 131-ФЗ предусмотрен и еще один случай, когда губернатору придется пойти на крайние меры: «В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение одного месяца после вступления в силу решения указанного суда вносит в законодательный орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске». Устав Смоленска до сих пор не приведен в соответствие с федеральным законодательством...
Возможно, Александр Данилюк предложил наименее болезненный для региональной власти путь разрешения ситуации: взял ответственность на себя. Тем более что по закону и по Уставу города он имеет полное право брать на себя эту ответственность: «Контракт с главой администрации города Смоленска может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления ...главы города Смоленска». Два выговора главе администрации – достаточная причина для принятия мер. Можно ознакомиться, например, с обзором законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009 года. Верховный суд, по сути, допускает применение общих норм трудового права и законодательства о муниципальной службе к расторжению контрактов с главами местной администрации.
Зачем же группе депутатов, поддерживающей Николая Алашеева, срывать назначенные в полном соответствии с регламентом очередные и внеочередные сессии, на которых принимаются важные для города, да и для самих депутатов решения? Почему они не действуют открыто? Но это загадка только для сторонних наблюдателей, а в самом Смоленске – давно секрет Полишинеля. Неявка депутатов на заседания, вся эта местная «политическая химия» – не дело принципа, а, скорее, «психические атаки».
В Смоленске бывали случаи и поинтереснее: однажды о своем самороспуске громко объявила фракция «Единой России» в Смоленском городском совете, в тот момент возбудившаяся исключением из партии своего лидера Николая Алашеева. Но тогда в процесс вмешался известный бизнесмен Павел Шитов. Не без его активного участия демарш депутатов не обернулся скандалом на всю страну, а ситуация получила обратный ход буквально в течение суток.
Повторим: увы, для нашего города благо не в том, чтобы плохое не случалось, а в том, чтобы об этом плохом никто громко не рассказал. Возможно, что и в нынешней ситуации возобладает позиция тех, для кого «худой мир» лучше, чем радикальное решение проблемы. Много раз мы слышали в Смоленске о том, что «коней на переправе не меняют». Правда, генерал Лебедь в 1996 году сказал в интервью «Вечерней Москве»: «Коней на переправе не меняют, а ослов – можно и нужно менять».
Возможно – и даже очень вероятно – все смоленские «кони» продолжат переправу. Главное, чтобы в нашем областном центре стабильность не трактовали как возложение печати на уста, не включали «телефонное право», а также не применяли методы психологического давления ни к одному из участников и свидетелей смоленского нарыва. Но на это надежды мало.
< Предыдущая | Следующая > |
---|