Памяти преподобного Герасима Болдинского
485 лет назад на Смоленщину пришел монах Герасим, известный смолянам как преподобный Герасим Болдинский. Прежде чем остановиться на дорогобужской земле, он побывал во многих пустынных местах и 25 марта 1528 года решил поставить свою хижину в 15 км от Дорогобужа, близ дороги, бывшей в то время почти единственным путем сообщения с Западом. 14 мая, в день преставления Герасима Болдинского, православные христиане вспоминали об этом святом.
Преподобный Герасим пришел на Смоленщину через шесть лет после того, как дорогобужские земли в результате Ведрошской битвы отошли от Великого княжества литовского во владение Московского государства. Край, пробывший после татарского ига больше ста лет во владении Литвы, утратил плоды Византийской культуры, а число католиков значительно превысило количество православных. Земли были разорены практически беспрерывными войнами, и, казалось, духовность уже не интересовала людей, находившихся в постоянной борьбе за существование.
Прежде чем совершить свои подвиги пустынножительства под Дорогобужем, преподобный Герасим прошел большую жизнь, полную открытий и духовных испытаний.
Преподобный Герасим родился в 1489 году в Переславле-Залесском – небольшом городе, относящемся сегодня ко Владимирской области. Родители будущего «болдинского чудотворца», по замечанию жизнеописателей, «были праведны перед Богом, и людьми и добродетельной жизнью богобоязненно украшены». При крещении родители дали ему имя Григорий. С самых ранних лет посещение церкви стало любимым занятием юного Григория. Со временем жизнь вне храма, в доме родителей, стала для него невыносимой. Григорий стал все чаще приходить на молитвы в Горицкий монастырь, который отличался строгой жизнью монашествующих. Особо строгую жизнь вел старец этого монастыря Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479–1533 годы), крестный отец будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530–1584 годы).
В 13 лет Григорий попросил старца о постриге в монахи. Несмотря на юный возраст мальчика монах Даниил поверил в серьезность его намерений, дал ему имя Герасим и принял под свое покровительство. Вместе с другими монахами Герасим помогал преподобному Даниилу ухаживать за увечными, слепыми, хромыми и неспособными к работе людьми, жившими при Троицком монастыре, впоследствии получившем название Даниилова монастыря. Герасим рубил дрова, на ручных жерновах молол муку, помогал в печении хлебов, изготавливал одежду и обувь для «божедомных» людей. Впоследствии Герасим стал главным помощником преподобного Даниила, основателя Троицкого монастыря.
Монастырская жизнь всегда была связана с мирской, однако Герасиму не хотелось, чтобы мирские заботы хоть на миг отвлекали его от молитв. Он мечтал о жизни в пустынном месте и, твердо решив уйти от мирской жизни, однажды пришел к преподобному Даниилу. Учитель пытался отговорить Герасима от жизни в лишениях, которые могут сломить самую сильную душу. Преподобный Герасим покорился учителю, но не оставил мысли о пустынножительстве и через шесть лет все-таки ушел из монастыря. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет.
В дорогобужском крае преподобный Герасим поселился в убогой хижине, вдали от людей. Кроме диких зверей у монаха были и другие враги. На преподобного Герасима нападали разбойники. Чтобы прогнать его с занятого места, они издевались над ним, били, связывали веревками и даже хотели утопить. По преданию, после очередного разорения у преподобного Герасима появился сторож-ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Нападал ворон и на диких зверей, искавших, чем поживиться у уединенного жилища.
По особому видению монах перешел к юго-востоку от первоначального местонахождения: на поляну, где у источника рос многовековой дуб и протекала река Болдинка. Но местные жители схватили бродягу и отвели к наместнику в Дорогобуж. Преподобного Герасима не успели отправить в темницу: царский посланник узнал в нем ученика старца Даниила и поклонился ему. Дорогобужский наместник испугался и отпустил преподобного.
Вскоре у монаха появились единомышленники. Вместе они построили кельи и часовню для общих молитв. После, когда все больше верующих стали приходить к нему, Герасим отправился в Москву за благословением на открытие обители.
Первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы во имя преподобного Сергия Радонежского был освящен 9 мая 1530 года по старому стилю. Именно этот храм стал основой будущего Свято-Троицкого Болдина монастыря. Преподобный Герасим принимал участие во всех работах, проходивших в обители.
В 1535 году преподобный вместе со своим учеником Симеоном поселился вблизи Вязьмы. Позднее на этом месте был построен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название «Иоанно-Предтечев». Поставив над обителью настоятелем своего ученика, преподобный Герасим вернулся в Болдинский монастырь.
В 1545 году в 36 верстах от Дорогобужа преподобный восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века в селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу Днепра. Через два года в брянских лесах он основал четвертый монастырь – Троице-Введенский. Собрав в обители 42 человека братии и поставив настоятелем Петра (Коростелёва), преподобный Герасим снова вернулся в Болдино.
Преподобный Герасим умер 14 мая 1554 года. За богоугодные дела Герасима Болдинского нарекли чудотворцем и причислили к лику святых. После смерти Герасима Болдинского дорогобужский приход стал центром духовной жизни края. Поддержка царя и денежные пожертвования помогли приступить к возведению каменных зданий вместо недолговечных деревянных. Почти через сто лет здесь появился пятиглавый Троицкий собор с двумя симметричными приделами – Бориса и Глеба, а также Иоанна Богослова, шатровая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и шестигранная столпообразная трехъярусная колокольня. В строительстве храмов принимали участие лучшие мастера. Например, одним из них был хорошо известный смолянам Федор Конь.
Монастырь пережил немало войн. В 1611 году его захватили иезуиты, после чего приходу понадобились годы, чтобы восстановить утраченное. Святыня была поругана и во времена наполеоновских войн. В конце XIX века настоятель монастыря архимандрит Андрей построил новые деревянные кельи и гостиницу для прихожан. Он восстановил и издал в 1893 году житие преподобного Герасима.
В начале XX века за реставрацию Болдинского монастыря взялся Петр Барановский. Но начать осуществление плана по реставрации ему удалось только в 1921 году. Продолжать строительство было сложно: в 1922 году местные власти конфисковали церковное имущество, мощи преподобного Герасима были осквернены, а в храме был организован музей. До начала Великой Отечественной войны Петр Барановский свозил в Дорогобужский район собранные на Смоленщине остатки и убранство деревянных церквей. Так, в 1924 году на территорию Болдинского монастыря были перевезены бревна Усвятской церкви. По сути, это стало первой попыткой формирования музея деревянного зодчества под открытым небом. В музее можно было найти собрание местной ризницы, церковную утварь из закрывшихся храмов округи, также замечательное собрание деревянной церковной скульптуры Верхнего Поднепровья. В 1928 году реставрационные работы были прекращены, а директор музея и монахи репрессированы. Во время ВОВ фашистские захватчики взорвали Троицкий собор, колокольню, трапезную палату с Введенской церковью. Почти через двадцать лет, в 1964 году, Петр Барановский продолжил строительные работы.
Жизнь Барановского с раннего детства был связана с Дорогобужем. Хотя документально подтверждено, что на третий день после рождения он был крещен в церкви села Шуйского Вяземского уезда Смоленской губернии, из этого же документа следует, что его отец был запасным писарем Дорогобужского уезда Дуденской волости и похоронен перед колокольней церкви Петра и Павла, находящейся на западной окраине Дорогобужа. 29 мая 1907 года Петру Барановскому был выдан документ, подтверждающий, что «...он есть действительно Дорогобужский мещанский сын 15-ти лет...».
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре в период, прошедший со дня последнего приезда Петра Барановского в Болдино, не прекращались. С 1970-х годов восстановлением монастыря занимался ученик Барановского, архитектор А. Пономарев. К 1989 году была завершена реконструкция колокольни, восстановлены подлинные фрагменты древней кладки и было продолжено восстановление стен ограды монастыря. В мае 1990 года состоялось первое богослужение в церкви, построенной на месте поселения преподобного Герасима, а в 1991 году Болдинский монастырь был полностью возращен Русской православной церкви. Было отреставрировано единственное сохранившееся храмовое сооружение (часовня) и отремонтирован единственный уцелевший деревянный монастырский дом, расположенный с восточной стороны церкви Введения. В 1995–1997 годы восстановлен второй ярус самого древнего монастырского сооружения, включающий церковь Введения.
В июле 2001 года, при проведении раскопок в южном приделе собора, были обретены мощи преподобного Герасима, которые сегодня покоятся в монастырском храме Введения при трапезной палате.
При подготовке материала использовалась книга А. Пономарева «Болдинский монастырь: Из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Т. 2.», М., 2004 г.; «Житие Преподобного Герасима Болдинского», опубликованное на официальном сайте Дорогобужа (Dorogobug.ru); публикация иеромонаха Даниила (Сычева) «Преподобный Герасим Болдинский» на интернет-портале «Русское воскресение» (Voskres.ru); электронная версия «Православной энциклопедии» (Pravenc.ru).
< Предыдущая | Следующая > |
---|