Гость «Смоленской недели» – глава города Александр Данилюк – рассказал о том, какие городские проблемы сегодня вызывают у него наибольшую обеспокоенность, о необходимости изменения подхода к долгосрочному планированию развития Смоленска, об ответственности муниципальной власти, а также об актуальности внесения изменений в Устав города – в части, касающейся схемы управления муниципального образования. Глава Смоленска ответил на вопрос о том, как относится к «двойке», поставленной депутатами его отчету о деятельности за 2011 год, и о возможных причинах такого неординарного депутатского решения.
Александр Николаевич, 1 марта депутаты, заслушав на 46-й, очередной сессии отчет о вашей деятельности за 2011 год, признали ее неудовлетворительной. Что именно не удовлетворило 15 депутатов?
Федеральный закон 131 предусматривает, что глава города обязан ежегодно отчитываться перед населением, а также выносить свой отчет на заседание представительного органа. В установленном порядке я отчитался в 2012-м перед населением. Горожане практически единогласно проголосовали за то, чтобы признать мою работу удовлетворительной. Отчет был внесен в повестку дня декабрьской сессии Горсовета, но в связи с отсутствием кворума так и не был рассмотрен. Поэтому, в соответствии с положениями регламента, отчет заслушали на ближайшей очередной сессии: 1 марта. Депутаты высказали в качестве претензии к моей работе то, что не было принято решение передать в собственность Смоленской области объекты недвижимости учреждений здравоохранения города. Но депутатский корпус не принял во внимание, что решение о передаче муниципальной недвижимости мог принять только представительный орган. 1 марта один из депутатов указал, что возросла численность аппарата Смоленского городского совета. Напомню: это решение было принято на сессии. В 2010 году был изменен Устав города, и в результате перераспределения полномочий аппарат Смоленского городского совета стал обеспечивать не только деятельность представительного органа, но и деятельность высшего должностного лица муниципалитета – главы Смоленска. Получается, что высказанные на 46-й сессии замечания адресованы в первую очередь депутатскому корпусу. Ни одно из решений, о которых шла речь, не могло быть принято постановлением главы города.
Обидно было получить «двойку»?
Горожане посчитали, что и в 2011-м, и в 2012-м я выполнял в полном объеме полномочия, возложенные на меня федеральным законодательством и Уставом города. Решение 15 депутатов о признании моей деятельности за 2011 год неудовлетворительной – меня скорее удивило. Нормативные акты предполагают, что подобное решение обязательно должно быть мотивированным. Но 1 марта оно было принято без аргументации. Думаю, что депутаты проголосовали за «двойку», так сказать, по совокупности недовольства не столько моей деятельностью, сколько грузом нерешенных проблем, накопившихся в городе.
Однако за все, происходящее в Смоленске, в конечном итоге несет ответственность Горсовет, раз именно перед ним ответственны и вы, и глава администрации.
Представительный орган действительно наделен исключительными полномочиями в принятии решений и контроле над их исполнением. Но о результатах работы и Горсовета, и главы города в конечном итоге судят по тому, как работает исполнительная власть. Какие бы правильные решения мы ни принимали, главное – как они реализуются на практике. Но, к сожалению, ситуация такова, что сегодня речь идет о неисполнении решений Горсовета о бюджете 2012 года. Выполнение расходной части на 74% –это не достижение. Не освоены 149 миллионов, предусмотренных в прошлом году на модернизацию инженерных сетей Смоленска по программе подготовки к юбилею. Конкурсы даже не были объявлены. Еще одна проблема заключается в том, что до настоящего времени не до конца сформирована администрация города – в соответствии с новой схемой, утвержденной депутатами еще летом прошлого года.
У вас накопилось много претензий к работе исполнительной власти?
Моя твердая позиция: город должен развиваться в соответствии с разработанной стратегией, эффективно осваивать средства, выделяемые в качестве субвенций и субсидий из бюджетов вышестоящих уровней, увеличивать собственные доходы. Популярная сейчас в администрации оперативная работа – реагирование на звонки жителей и замечания губернатора – необходима, но не должна подменять всю деятельность исполнительной власти. Еще в 2010 году я озвучил, в том числе и на уровне регионального отделения «Единой России», свое видение стратегии развития города. Смоленску нужны современные инженерные сети, перспективная транспортная схема, схема генеральной очистки города. Уверен, наличие горячей и холодной воды в квартирах, тепло в домах, своевременный вывоз мусора и уборка улиц, возможность добраться на личном и общественном транспорте в любую точку города – это жизненно необходимый минимум, который обязана обеспечить власть.
На сайте администрации города не так давно разместили информацию о разработке стратегии развития Смоленска до 2020 года
Лучше поздно, чем никогда. Но мы бы могли значительно приблизить решение многих стратегических задач. Для этого необходим комплексный подход: до тех пор, пока не будут предприняты шаги по подготовке проектно-сметной документации, все разговоры о новых дорогах, детских садах, мостах... останутся пустыми мечтаниями. Чтобы планировать проектные работы, необходимо заранее заложить в бюджете соответствующие средства. В городском бюджете, принятом с перспективой до 2015 года, пока не нашлось места стратегическим планам. А в 2015-м истечет срок полномочий нынешнего созыва Горсовета и закончится контракт сити-менеджера. Правда, останутся мечты о светлом будущем. Я хорошо представляю себе возможности городского бюджета. Уверен, что их хватило бы, по крайней мере, чтобы разобраться с таким объектом как улица Дзержинского. Вопрос неоднократно поднимался депутатами Горсовета, которые предложили исполнительной власти наиболее результативный подход: заранее объявить конкурс на разработку ПСД для выноса опорных столбов с проезжей части дороги. К моменту окончательного решения вопроса с генподрядчиком эти столбы уже можно было бы перенести. Но сейчас ситуация с улицей Дзержинского практически аналогична той, что была в начале 2012 года. А исполнительная власть уповает на помощь, которую обещал оказать губернатор.
Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы муниципальная власть стала эффективней?
По сути дела, в Смоленске не прижилась схема управления западного образца, при которой глава города возглавляет представительный орган, а сити-менеджера нанимают по контракту. Система взаимодействия и контроля не проработана. Поэтому приложу все усилия, чтобы были внесены изменения в Устав, и вернулась старая схема управления городом. Глава города должен избираться всенародно и возглавлять исполнительную власть. В августе прошлого года я уже внес этот проект в Горсовет.
< Предыдущая | Следующая > |
---|