Ко дню рождения Михаила Микешина
В 2013 году исполняется 178 лет со дня рождения Михаила Микешина – русского художника, скульптора, автора памятников, которые украшают улицы многих российских городов. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о жизни и творческом наследии нашего земляка.
Михаил Микешин родился 21 февраля (9 февраля по старому стилю) 1835 года в деревне Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии. Его отец Осип Егорович принадлежал к крестьянскому сословию, но впоследствии стал мелким помещиком и состоял на государственной службе. Осип Егорович был участником народного ополчения и партизанской бригады, действовавших во время Отечественной войны 1812 года. Анна Дмитриевна, мать Михаила, и его дед Дмитрий Андреевич уделяли большое внимание воспитанию мальчика. Для ребенка организовали регулярные музыкальные занятия, и Михаил научился играть на фортепьяно, гитаре и гуслях. Михаил увлекался и рисованием, поэтому его отдали на обучение к местному иконописцу Титу Андроновичу.
Когда Михаилу было одиннадцать лет, его семья переехала в Рославль, и мальчик стал учиться в приходской школе. Позже он продолжил образование в трехклассном уездном училище. Михаила после успешного окончания училища отдали в смоленскую гимназию. В этот период он не оставлял занятий живописью и музыкой. Когда шел последний год обучения, у Михаила случился конфликт с одним из гимназистов, из-за этого Микешина исключили из учебного заведения, несмотря на то что он демонстрировал отличные знания почти по всем предметам.
Вернувшись в Рославль, Микешин стал работать чертежником на строительстве местного участка Московско-Варшавского шоссе. В это время юноша усиленно занимался живописью. Его наставником был художник А. Рокачевский, работавший в Рославле. Большую роль в жизни Михаила сыграла встреча с Александром Вонлярлярским, который являлся в то время главным подрядчиком на строительстве рославльского участка Московско-Варшавской дороги. Вонлярлярский обратил внимание на талантливого юношу и поспособствовал тому, чтобы Михаил поступил в 1852 году в Санкт-Петербургскую академию художеств.
Преподаватели академии оценили талант молодого человека, поэтому он практически сразу был зачислен в мастерскую батальной живописи, которой руководил профессор Б. Виллевольде. Лекции в университете Микешин посещал как вольнослушатель, зарабатывая на жизнь созданием этикеток для скобяных товаров.
На летних каникулах Микешин часто гостил в усадьбе Вонлярлярских, расположенной под Смоленском. Здесь он рисовал пейзажи, портретные наброски, работал над внутренним убранством местной церкви святого Александра Невского. Постепенно слава о молодом талантливом художнике стала распространяться, и к нему начали поступать заказы. В те годы Микешин написал картину «Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным», хранящуюся ныне в московском музее «Бородинская панорама» и посвященную отцу помещицы Орловой-Денисовой –полковнику Никитину. Еще одна картина Микешина «Лейб-гусары у водопоя», экспонировавшаяся на выставке в Санкт-Петербургской академии художеств, была приобретена Николаем I. Благодаря этому художника пригласили к императорскому двору – для обучения рисованию великих княгинь Марии Максимилиановны и Евгении Максимилиановны. А через некоторое время Микешина включили в состав свиты, которая вместе с князем Николаем Николаевичем отправилась в поездку по Польше, Украине, Крыму, Кавказу и Закавказью. Во время путешествия художник запечатлевал картины народной жизни, пейзажи, рисовал портреты.
За работы, которые Микешин создал во время обучения в Академии художеств, он получил академические награды: Малую и Большую серебряные, Малую и Большую золотые медали. К полотнам, написанным в этот период, относятся «Дело при Башкадыкларе», «Падение литовской крепости Пиллоны», «Гусары у колодца».
В 1858 году Микешин окончил академию, и у него появилась собственная мастерская при этом учебном заведении. За одну из своих картин –«Въезд графа Толли в Магдебург в 1631 г.» – художник получил право на шестилетнюю поездку за границу – для совершенствования своего умения. Но Микешин отказался, потому что в 1859 году был объявлен конкурс на проект памятника, посвященного тысячелетию призвания Рюрика на княжение. Этот монумент должен был отражать шесть периодов истории государства: призвание варягов на Русь, Крещение Руси, начало изгнания татар, основание самодержавного царства Русского, начало правления династии Романовых, образование Российской империи. Местом для установки памятника избрали Новгород. На суд конкурсного жюри, в которое вошли представители Академии художеств, а также инженеры и архитекторы Главного управления путей сообщений и публичных зданий, представили 53 проекта. Лишь три из них отвечали всем требованиям, которые предъявлялись к памятнику. Архитекторы Антипов и Горностаев разделили между собой вторую премию, а Микешин получил первую (4 000 рублей).
Микешин и скульптор И. Шредер совместно разрабатывали проект памятника, причем основные работы по исполнению скульптурных композиций выполнял Шредер. Микешин занимался общим руководством, изучая технику работы молодого мастера. По рисункам художника выполнили 128 изваяний. Для конечной реализации проекта создали группу скульпторов, которые изготовили за рекордно короткие сроки памятник «Тысячелетие России». Торжественное открытие, на котором присутствовали император, его семья и свита, состоялось уже 8 сентября 1862 года. Заслуги Михаила Микешина были оценены государством: его наградили орденом святого Владимира IV степени и пожизненным пенсионом в 1 200 рублей серебром в год.
Еще одним знаменитым монументом, созданным Микешиным, стал памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, открытый в 1873 году на площади перед Александрийским теат-ром. За его создание Микешину было присвоено звание академика.
Позже Микешин получал и другие заказы на изготовление монументальных скульптур. Так, по его проекту созданы памятники Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве, Александру II в Ростове-на-Дону, Михаилу Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве. В дальнейшем скульптор принимал участие во многих российских и международных конкурсах. Заказы на составление проектов поступали к Микешину и из разных стран. В Лиссабоне был создан по проекту Микешина монумент в честь конституции Португалии, принятой в 1821 году. Микешин также стал автором проекта памятника в честь освобождения от турецкого ига и памятника сербскому князю Михаилу III Обреновичу, установленных в Белграде. За две эти работы скульптора наградили сербским орденом «За независимость».
Несмотря на то что большее внимание Микешин уделял скульптуре, он не оставлял и занятий живописью, писал портреты своих знаменитых современников. Кроме того, он работал и как художник-иллюстратор: создавал иллюстрации и гравюры к произведениям Николая Гоголя, Александра Пушкина, Тараса Шевченко.
В 1876–1878 годах Микешин был издателем журнала «Пчела». В нем он опубликовал несколько автобиографических очерков. А в 1892 году Микешин стал одним из основателей первого официально признанного общества эсперантистов «Надежда», которое способствовало распространению эсперанто в России.
10 января 1896 года Михаил Микешин скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
В 150-ю годовщину со дня рождения выдающегося земляка в Смоленске открыли памятник Михаилу Микешину, созданный по проекту А. Рукавишникова. Кроме того, в городе есть две декоративные гранитные вазы, которые были выполнены самим мастером, изначально представляли собой единую композицию и находились в усадьбе Вонлярлярских. Одна из этих ваз установлена в городском парке, другая – напротив здания администрации Смоленска.
При подготовке материала были использованы: статья Д. Валуева «Михаил Осипович Микешин –великий сын земли рославльской», размещенная на сайте Roslavl.ru; Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона; сайт Welcome-petersburg.com.
< Предыдущая | Следующая > |
---|