Как повлияют на политическую жизнь региона выборные нововведения
Институт социально-экономических и политических исследований опубликовал доклад, посвященный прямым выборам губернаторов и мэров. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о том, какое влияние эти нововведения окажут на политическую жизнь Смоленщины.
Смоляне помнят как те времена, когда руководителя региона выбирали, так и периоды назначаемых губернаторов. К последним можно отнести и нынешнего руководителя Смоленской области Алексея Островского, вступившего в должность до изменения законодательства и вынужденного искать пути преодоления тех проблем, которые при новом порядке выборов глав регионов будут разрешаться автоматически.
Это в первую очередь повышение легитимности губернаторской власти, с чем на Смоленщине существуют некоторые сложности: кандидатура Алексея Островского была внесена теперь уже бывшим президентом Дмитрием Медведевым на рассмотрение Областной думы, избранной при позапрошлом губернаторе – Викторе Маслове. Полномочия этого органа прекратятся менее чем через год. И хотя срок полномочий нынешнего губернатора истекает только в 2017 году, ему придется заранее озаботиться поисками поддержки у населения и местных элит.
Чем дальше, тем сильнее федеральный центр будет дистанцироваться от ответственности за социально-экономическую ситуацию в Смоленской области, перекладывая решение большинства экономических проблем и проведение непопулярных преобразований на уровень руководства субъекта. Но если поддержка губернатора будет среди смолян достаточно сильна, а конфликта с местными элитами удастся избежать, то Алексей Островский не только успешно досидит до окончания губернаторского срока, но и примет решение идти на выборы. В противном случае ему придется выполнить «перезагрузку»: провести досрочные выборы, отсеяв при этом потенциальных конкурентов на стадии «муниципального фильтра» (сбора подписей).
Впрочем, федеральный центр не только не предлагает сценариев проведения массовых досрочных выборов в 2013-м или 2014 годах – но и, наоборот, стремится отложить их, особенно в проблемных регионах (к которым давно относится и Смоленщина). Так, первоначально смена губернаторской власти на Смоленщине была запланирована на 2013 год. Скоропалительная отставка Сергея Антуфьева и назначение губернатором Алексея Островского свидетельствует, по мнению экспертов, о стремлении федеральной власти пока минимизировать количество выборов на Смоленщине. Наверное, в этом есть значительная доля здравого смысла: в последние годы все проходившие в Смоленской области выборы либо приводили к совсем неожиданным результатам, либо сопровождались громкими скандалами.
Чтобы избежать подобных неприятных сюрпризов после планируемого в 2013 году внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении, районные и муниципальные власти приняли по инициативе губернатора Островского изменения уставов и конфигурации местных органов власти в Смоленской области. Большинство районов и муниципалитетов Смоленщины уже внесли в свои уставы положения, согласно которым при прямых выборах руководителей муниципалитетов и районов те станут руководителями исполнительных органов местной власти – мэрами и сити-менеджерами.
Несмотря на то что проект будущего закона позволяет избранным главам возглавлять либо представительный орган (совет депутатов), либо администрацию, большинство муниципалов сделали выбор в пользу последнего варианта. А значит, при прямых выборах в городских и сельских поселениях их главы окажутся встроенными в вертикаль власти; их деятельность станет более подотчетной губернатору, сегодня управляющему «в ручном режиме» главами администраций. Подчиненность глав городов и районов губернатору принесет и еще один плюс: при этой схеме удастся избежать конфликтов между мэрами и областным руководством. Здесь конструктива у нас не было, пожалуй, никогда: напряженность во взаимоотношениях между руководством Смоленска и областной властью существовала и при Аверченкове – Прохорове, и при Халецком – Маслове, и при Качановском – Антуфьеве. Далеко от безоблачного общение смоленского сити-менеджера Алашеева и губернатора Островского, вынужденного лично заниматься проблемами Смоленска.
Вариант подотчетности мэра губернатору был бы оптимальным и для Смоленска: город вместо наемного сити-менеджера, кандидатуру которого утвердили 24 депутата (менее 0,01% от числа жителей города), мог бы получить настоящего хозяина – того, которого сами смоляне выберут прямым всенародным голосованием.
< Предыдущая | Следующая > |
---|