Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Главное Последний бросок на юг

Последний бросок на юг

Грядет ли очередная корректировка генерального плана Смоленска?

22 декабря 2009 года Смоленский горсовет на своей 83-й сессии внес поправки в существовавший ранее генеральный план Смоленска. Это решение, во многом навязанное депутатам прежней областной властью, поставило крест на разработанной в 1992 и утвержденной в сентябре 1998 года концепции развития города, предусматривавшей в качестве перспективных районов застройки западное направление.

Вместо этого главный архитектор Смоленска Борис Ляденко предложил вплоть до 2025 года развивать город в южном направлении – в сторону Киселёвки, вдоль Рославльского шоссе и, собственно, сам микрорайон Южный. Разработчик нового генерального плана – НИИ градостроительства Санкт-Петербурга – объяснило принятое решение ограничениями, которые накладывает на развитие Смоленска наличие в городе аэродрома «Северный».
«Заднепровский район практически полностью находится в шумовой зоне аэропорта «Северный», – убеждала депутатов главный архитектор проекта генплана Елена Клинкова. По ее словам, из-за наличия аэродрома, в шумовой зоне которого находится все Заднепровье, развитие Смоленска в северном направлении (по направлению к трассе Москва – Минск) было невозможно. Как ни странно, но наличие в южной части города аналогичной санитарно-защитной зоны аэродрома «Южный» не остановило питерских проектировщиков, разделявших уверенность областной власти в скорой кончине «Южного» и возрождении «Северного».
Это мнение поддержал и экс-губернатор Сергей Антуфьев, заявивший «Интерфаксу» о скором возобновлении работы аэродрома «Северный». Его предполагалось использовать как для нужд Министерства обороны, МЧС, МВД, так и для гражданских авиаперевозок. Более того, Сергей Антуфьев и Михаил Курков предложили не ограничиваться застройкой территорий юга города, но и рассмотреть перспективы увеличения территории Смоленска за счет Смоленского района. Это предложение в дальнейшем выросло в план микрорайона Славутича – фактически города-спутника Смоленска.
Примечательно, что разворот градостроительных планов на юг не оказал при этом практически никакого влияния на схему планируемого движения общественного транспорта. Строительство продолжения троллейбусной линии городские власти по-прежнему планировали лишь на кольцевой автодороге в Киселёвке. Планы по развитию трамвайного движения оказались более причудливыми. Проблему транспортной доступности для жителей юга города власть намеревалась решить, построив продолжение трамвайной ветки вдоль Рославльского шоссе до РТС и связав ее в кольцо – с продолжением по Киевскому шоссе трамвайной линии на проспекте Гагарина. Однако наиболее масштабное строительство трамвайных линий должно было развернуться в северо-западной части города – именно той, от развития которой планировалось отказаться. Трамвайную ветку на улице Николаева планировалось продлить до границы города по Краснинскому шоссе, построить мост через Днепр и продолжить ее через Серебрянку и Дубровенку до улицы Лавочкина. Сегодня, после того как были демонтированы трамвайные линии на проспекте Гагарина, а реконструкция Рославльского кольца проведена в существовавших ранее границах трамвайной линии, уже понятно, что схема движения общественного транспорта, принятая в 2009 году и продолжающая действовать до 2015 года, не будет реализована. Столь же серьезные сомнения – в отношении дорог, мостов, объектов канализации, газо-, тепло- и электроснабжения, строительство которых было запланировано: в городском бюджете средства на реализацию столь масштабных планов не предусмотрены, а в инвестиционных программах предприятий это «громадье планов» в большинстве случаев и вовсе не обозначено.
Нынешний губернатор Алексей Островский уже назвал действия бывшей администрации «аферой высочайшего масштаба» и заявил, что сама идея Славутича была продиктована личными интересами отдельных представителей власти. Судьбу аэродрома «Северный» Островский также предпочел оценить сдержанно, сказав, что необходимо тщательно изучить вопрос возможностей его использования.
Если Смоленск и не ждут в самое ближайшее время громкие дела по обнародованию имен аферистов, связанных с проектом Славутича, то внимание власти к предложениям проектов дальнейшего развития города в южном направлении –
обеспечено. При этом внимание будет настолько пристальным, что большинство строительных организаций уже сегодня сочли за благо начать строительство в любых частях города, кроме южной. Так, например, Смоленская строительная компания основные жилые объекты возводит на западе города, а «Смолстром» – в восточной части, вдоль Верхнего Волока. Строители шарахнулись с юга как черт от ладана и готовы строить где угодно, лишь бы не там. Подтверждение этому – общественные слушания, прошедшие на прошлой неделе в администрации города. По их результатам жители дали согласие на перевод территории Лермонтовского карьера, разделяющего Королёвку и Ситники, в зону застройки многоэтажными жилыми домами от пяти этажей и выше.
Действующий генплан развития Смоленска, несмотря на столь малый срок своего существования, потерял актуальность настолько, что возможность его повторного изменения – уже не гипотетическая реальность, а жизненная необходимость. Будут ли это альтернативные предложения по развитию города в направлениях районов Подснежники и Чернушки-Ясенное (за пределами городской черты), либо возврат к планам 20-летней давности – решат специалисты. При этом хотелось бы, чтобы из недр городской и областной администраций не рождались планы очередных Славутичей, а состоялся серьезный разговор со строителями, энергетиками, дорожниками и рядовыми смолянами, которым жить и растить детей в том «городе счастья», который им нарисуют по воле чиновников.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу