Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Главное Бедные люди

Бедные люди

Официальная зарплата смоленского чиновника оказалась... меньше средней по области

Как ни странно, но статистика утверждает, что большинство смоленских чиновников… гораздо беднее рядовых смолян. Так, к июню 2012 года средняя заработная плата смолян, работающих в крупных и средних организациях, за год якобы увеличилась на 17,9% и составила 23 415 рублей.

В Смоленской области статистики насчитали 3844 федеральных, 1589 региональных и 2783 муниципальных чиновника. При этом «слуг народа» оказалось даже меньше, чем требуется: укомплектованность штатов территориальных подразделений федеральных органов составила на Смоленщине 92,4%, областных органов исполнительной власти – 94,9%, органов местного самоуправления – 95%.
За свою работу федеральный чиновник на Смоленщине в среднем получает 22 088 рублей. Если не брать в расчет московские зарплаты, то это – четвертый результат в ЦФО. Больше чем в Смоленске чиновники федеральных органов зарабатывают только в Подмосковье (24 078 рублей), в Белгородской (23 330 рублей) и Брянской областях (22 516 рублей).
Региональные чиновники получают на 15,9% больше, чем федеральные, и живут лучше «федералов», но намного хуже своих коллег в соседних областях. Средняя зарплата смоленского госслужащего регионального уровня составила 25 603 рубля – это предпоследний показатель в Центральном федеральном округе. Меньше, чем на Смоленщине, получают только представители областной власти Тамбовской области (25 225 рублей).
Беднее всех оказались смоленские муниципальные чиновники, получающие в среднем 19 644 рубля. Позавидовать им могут только сотрудники муниципалитетов Тамбовщины и Брянщины, зарабатывающие меньше на 3147 и 215 рублей соответственно.
Утешением муниципальным служащим, зарплата которых отстает от окладов сотрудников федеральных ведомств, могут служить, пожалуй, только темпы роста жалованья. По сравнению с первым полугодием прошлого года муниципальные чиновники стали получать больше на 13,4%, обогнав областных, разбогатевших на 7,4%, и федеральных, чей доход увеличился на 2,9%.
Впрочем, статистики в данном исследовании изучили лишь доходы гражданских и муниципальных служащих, упустив такие не менее доходные «бизнесы» как руководство государственными и муниципальными предприятиями. Эти сферы, как показывает практика, могут также приносить немалую прибыль.
Так, на этой неделе следователи УМВД России по Смоленской области направили в суд уголовное дело по обвинению генерального директора государственного предприятия в присвоении и растрате средств в особо крупных размерах. За два года руководства убыточным государственным энергетическим предприятием он успел нанести областной администрации ущерб в 6 миллионов рублей, большую часть из которых потратил на вознаграждения себе и своим подчиненным. Список способов, которыми генеральный директор госпредприятия повышал свое благосостояние, впечатляющий – начиная от повышения собственной заработной платы с 28 до 41 тысячи рублей, что позволило ему с декабря 2008 по июнь 2011 года получить сверх оклада около 200 тысяч рублей, до различных компенсационных и стимулирующих надбавок и поощрительных выплат. Одновременно директор «подрабатывал» в своей организации как частное лицо, заработав на этом около 500 тысяч рублей. И даже при увольнении он сумел обеспечить себе «золотой парашют», получив по своему же приказу дополнительную компенсацию в размере 5 должностных окладов (около 600 тысяч рублей). Сейчас экс-руководителя областного предприятия обвиняют в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение и растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере»). Максимальное наказание, предусмотренное для совершивших это преступление, – лишение свободы на срок до десяти лет, со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Можно ли надеяться на торжество справедливости не только в этом, но и в аналогичных случаях? Оптимисты, считающие, что добро победит зло, наверняка ответят утвердительно и приведут слова губернатора Алексея Островского, призвавшего прокуратуру «бороться с коррупцией, невзирая на фамилии и должности» и 24 июня пообещавшего «создать в администрации отдел при губернаторе, который будет немедленно реагировать на информацию от жителей региона о фактах коррупции, хамства или бездействия чиновников всех уровней». Пессимисты же сошлются на слова смоленского сити-менеджера Николая Алашеева, только месяц назад узнавшего о зарплатах руководителей муниципальных предприятий и удивившегося тому, что доходы подчиненных как бы выше его собственных.
– Вот справочка мне на стол легла, и я удивился, почему же такие высокие зарплаты у вас. Несмотря на разный уровень ответственности, зарплата у меня вместе со всеми надбавками, то есть реальные выплаты, ниже вашей. Я не выплескиваю свою обиду, но какие-то морально-нравственные отсечки у вас должны же срабатывать, – попенял сити-менеджер своему подчиненному, директору МБУ «Спецавто» Геннадию Филиппенкову.
Увы, не срабатывают «отсечки» – ни у руководителей «Спецавто», ни у начальства «Жилищника», ни у тех, кто возглавляет прочие муниципальные предприятия Смоленска. Может быть, нет этих «отсечек» – не предусмотрены конструкцией. А может, считают совершенно нормальной сложившуюся ситуацию. В одном только МБУ «Спецавто», директор неспособный заполнить пустующие вакансии водителей и трактористов, получает как бы больше главы городской администрации. В руководстве другого (ОАО «Жилищник») появляются и исчезают высокооплачиваемые должности то ли помощников, то ли советников по реформированию ЖКХ…
С чем нельзя согласиться, так это с призывом Николая Алашеева к своим подчиненным «быть скромнее» и не ждать, пока «по носу щелкнут». Может быть, как раз и настала пора щелкнуть? Как, например, сделал это мэр Ярославля, озвучивший зарплаты руководителей убыточных предприятий: директор ОАО «Ярославльтелесеть» получал 260 тысяч рублей в месяц, МУП «САХ» – 179 тысяч рублей, МУП «Старый город» – 86 тысяч рублей, газеты «Городские новости» – 85 тысяч рублей, Яргортеплоэнерго – 80 тысяч рублей, «Службы похоронного дела» – 70 тысяч рублей.
Хотелось бы дождаться подобных изысканий и от наших властей предержащих…

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу