С начала сентября семь управляющих компаний – общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №1», «ЖЭУ №2», «ЖЭУ №4», «ЖЭУ №8», «ЖЭУ №10», «ЖЭУ №19» и «ЖЭУ №21» – расторгли с ОАО «Жилищник» договоры на техническое обслуживание. Сити-менеджер Смоленска Николай Алашеев тут же поспешил заявить о том, что расторжение договоров произошло по инициативе «Жилищника».
«Жилищнику» надоело заниматься благотворительностью. На протяжении трех месяцев организация не добирает миллионы рублей. Дальнейшее увеличение долга ставит под вопрос существование этого предприятия, а значит, без коммунального обслуживания останется большинство домов Смоленска», – на совещании у губернатора припугнул глава городской администрации 65 тысяч смолян, проживающих в 665 многоквартирных домах, которые раньше обслуживались «Жилищником». Единственный способ избежать коммунального коллапса, по словам того же Алашеева, это «провести собрания собственников и заключить договор с новой управляющей компанией или с тем же «Жилищником». О том, что последний вариант наиболее предпочтителен для городской администрации, говорит и отчет, предоставленный Николаем Алашеевым губернатору Алексею Островскому на упомянутом выше оперативном совещании по ситуации, связанной с обеспечением жителей Смоленска коммунальными услугами.
Как доложил сити-менеджер, в 81 из 665 многоквартирных домов уже проведены общие собрания собственников, и жители готовы выбрать «Жилищник» управляющей компанией. Кроме того, городская администрация ожидает, что к октябрю в лоно «Жилищника» вернутся 95% этих домов. При этом Николай Алашеев нечаянно или (что вероятнее) нарочито спутал два понятия: «управляющая компания» и «обслуживающая компания». По состоянию на начало 2012 года, ОАО «Жилищник» являлся управляющей компанией для 1 320 домов, а еще для 1 110 – выполнял только обслуживающие функции. То есть жители 1 110 многоквартирных домов Смоленска не доверили муниципальному «Жилищнику» управлять своим общим имуществом и предпочли выбрать частные управляющие компании, причем некоторым из них «Жилищник» оказывал технические услуги. О том, насколько качественно он их оказывал, разговор еще впереди. Но к сентябрю этого года семь управляющих компаний решили отказаться от этих услуг и создать независимую техническую службу со специалистами, способными заменить коммунальных ремесленников. Однако вполне тривиальные взаимоотношения управляющих компаний с организацией, работающей по найму, вылились в Смоленске в разговоры о грядущей коммунальной катастрофе.
Чтобы выяснить, почему это произошло, напомним нашим читателям саму историю образования «Жилищника» и историю его деления на «независимые» управляющие компании.
Муниципальное предприятие «Жилищник» было создано в 1992 году – и до января 2006 года, когда в его состав постановлением главы Смоленска Владислава Халецкого были включены 23 домоуправления (СМУП ПЖРЭП), оказывало только обслуживающие услуги. Александр Логутов, работавший в те времена заместителем мэра Смоленска по реформированию городского хозяйства и инвестиционной политике, объяснял это решение отсутствием активности на рынке управляющих компаний. Объединив с «Жилищником» домоуправления, аварийную службу и транспортный цех, городская администрация уже в августе 2008 года в соответствии с планом приватизации муниципального имущества преобразовала «Жилищник» в открытое акционерное общество с 23 домоуправлениями (ЖЭУ). Эти домоуправления, по словам Александра Логутова, должны были «соревноваться в открытых конкурсах на право управления многоквартирными домами». При этом «управляющая организация (общество с ограниченной ответственностью) будет учреждена «Жилищником», однако ее директор станет заключать договор с тем подрядчиком, который предложит наиболее выгодные условия». Схема эта планировалась на время переходного периода реформы ЖКХ, и подразумевалось, что в дальнейшем «рынок сам расставит все по своим местам». Администрация города уверяла смолян, что «домоуправ не будет заказывать услуги в «Жилищнике», если это невыгодно».
В это же время администрация Халецкого настойчиво озвучивала версию продажи контрольного пакета акций «Жилищника» частному инвестору, готовому на то время заплатить более 200 миллионов рублей за контроль над акционерным обществом. Однако Смоленский городской совет неоднократно блокировал проекты подобных решений, в результате чего Смоленск не мог участвовать в программе финансирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.
После прошедшей таким образом реорганизации «Жилищника» Смоленск все-таки предпринял безуспешную попытку получить деньги из Фонда ЖКХ. Требования ФЗ №185, необходимые для получения средств, не были соблюдены: доля частных управляющих компаний была мала, а «Жилищник», пусть и реформированный, оставался муниципальной собственностью. В результате Смоленск наряду с Липецком стал одним из двух областных центров ЦФО, не получивших средства на капитальный ремонт из Фонда содействия реформированию ЖКХ. При этом районные центры Смоленщины в данную программу вошли: из федерального и областного бюджетов в 2008 году были направлены на ремонты 162 многоквартирных домов 261 миллион и 116 миллионов рублей соответственно.
Следующую попытку получить федеральные средства для ЖКХ (теперь уже в размере 600 миллионов рублей) предпринял в 2009 году мэр Смоленска Эдуард Качановский. Так и не преодолев вето Горсовета на продажу акций ОАО «Жилищник», администрация решила создать частные управляющие компании на базе существующих ЖЭУ – филиалов «Жилищника». Частными лицами были зарегистрированы в налоговой службе управляющие компании – общества с ограниченной ответственностью: ЖЭУ №1, ЖЭУ №4, ЖЭУ №10, ЖЭУ №12, ЖЭУ №19, ЖЭУ №20 и ЖЭУ №21. Руководителями новых управляющих компаний стали начальники соответствующих ЖЭУ «Жилищника». При этом имущество филиалов осталось на балансе ОАО «Жилищник», с которым ООО и заключили договоры субподряда на обслуживание жилого фонда.
Чтобы успеть получить средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ, администрация предприняла еще один шаг: передала под управление созданным ООО 1 150 многоквартирных домов из 2 895, управлявшихся ранее «Жилищником». Для населения это прошло практически незаметно и достаточно безболезненно: домоуправления и их персонал остались прежними, сменились только реквизиты в квитанциях.
Таким образом, уже к 1 июля 2009 года Смоленск смог выполнить основное требование ФЗ №185, необходимое для получения средств: увеличить до 50% долю домов, обслуживаемых частными управляющими компаниями. Была подана заявка на участие в программе Фонда ЖКХ.
22 июня 2009 года, на видеоселекторном совещании в областной администрации, обсудили реализацию ФЗ №185 на территории Смоленщины. Губернатор Сергей Антуфьев, пообщавшись с Эдуардом Качановским, отметил тогда, что «новая команда городской администрации за три месяца сделала для выполнения требований 185-го Федерального закона столько, сколько не было сделано за все предыдущие годы».
Пусть и формальное, но все-таки соблюдение требований закона, дало результаты: на капремонт жилья были выделены 216,5 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов, а в программу ремонтов на 2009 год включены 82 дома, в которых проживали 16 933 смолянина. Еще 34 дома вошли в ремонтную программу 2010 года.
Так или иначе, но администрация Смоленска выполнила приоритетную задачу в том виде, в котором ее сформулировал тогда еще вице-мэр Константин Лазарев: «Преодоление всех проблем, препятствующих участию города в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ, в первую очередь – в программе капитального ремонта жилищного фонда».
Сегодня администрация Смоленска пытается отыграть ситуацию назад, рассказывая, что передача многоквартирных домов от «Жилищника» в частные управляющие компании была вынужденной необходимостью; о том, что большинство смолян якобы и не знали о смене управляющей компании. В общем, делают все возможное, чтобы вернуть «Жилищнику» дома, переданные когда-то в частное управление. Частные управляющие компании в свою очередь тоже задумываются о необходимости дальнейшего сотрудничества с бывшим муниципальным монополистом. В общем, нормальная конкурентная борьба. Но этой борьбе администрация решила использовать не совсем честные методы. Так, на состоявшемся 4 сентября брифинге в администрации Смоленска Николай Алашеев назвал «путем выхода из сложившейся ситуации проведение собственниками многоквартирных домов общих собраний по смене управляющей организации и переход в непосредственное управление ОАО «Жилищник» без посредников». При этом сити-менеджер забыл упомянуть о том, что для самого «Жилищника» – это единственный путь выхода из финансовой ямы. Однако вряд ли предложение Алашеева является благом для смолян, которым, по сути, пытаются навязать в качестве управляющей компании «Жилищник» – не только ставший притчей во языцех, но и испытывающий серьезные финансовые трудности.
Впрочем, если администрации и удастся заманить горожан в объятия агонизирующего «Жилищника», то будет крайне затруднительно объяснить федеральным структурам законность схемы с «бумажным» реформированием, получением денег из Фонда содействия реформированию ЖКХ и последующим возвращением коммунального сектора города в исходное состояние пятилетней давности. Даже если правоохранительные органы не увидят мошенничества в этой схеме, то никуда не денется уверенность федеральной власти в том, что смоленские власти «кинули» федеральный фонд. А значит, и о последующем участии в различных федеральных программах можно будет забыть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|