Не секрет, что бюджет Смоленска – предельно дефицитный. Часто приходится слышать, что распределение финансовых средств больше напоминает латание дыр. Поскольку значительно увеличить поступления в городскую казну в ближайшее время не получится, городу остается только жить по средствам. В первую очередь это означает максимально эффективно расходовать деньги. На страже эффективности расходования бюджетных средств в муниципалитетах стоят контрольно-счетные органы. Гость «Смоленской недели» – председатель Контрольно-счетной палаты Смоленска Татьяна Русанова.
Татьяна Александровна, на последней сессии Горсовета вы озвучивали отчет о деятельности КСП. Что изменилось в работе КСП в 2011 году?
С 1 октября прошлого года вступил в силу Федеральный закон №6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Этот закон определил структуру, статус, основные полномочия и обязанности контрольно-счетных органов. Наша работа осуществляется по двум направлениям: экспертно-аналитическому и контрольному. И хотя численность сотрудников КСП невелика (11 штатных единиц), у нас есть контрольная и экспертная группы.
Кому подчиняется Контрольно-счетная палата Смоленска?
КСП согласно закону обладает организационной функциональной независимостью и является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Свой годовой отчет КСП представляет на рассмотрение Смоленского городского совета. После этого отчет должен быть опубликован в Интернете и офлайновых средствах массовой информации. На февральской сессии, когда рассматривался наш отчет, депутаты задали вопрос, какие действенные рычаги есть у КСП. Проверяя, составляя акты по результатам контрольных мероприятий, мы вносим представления или предписания, взаимодействуем с правоохранительными органами; направляем материалы в прокуратуру, в следственные органы, УМВД. Информирование общественности, публикация в традиционных СМИ и Интернете сведений о результатах проведенных контрольных мероприятий и о принятых мерах – один из важных рычагов, предусмотренных законом.
КСП проверяет муниципальные органы и предприятия. А знают ли их руководители заранее, когда ждать «ревизоров»?
Это не секрет. Мы работаем по плану, это предписывает закон. План работы на текущий год утвержден еще 23 декабря, направлен главе Смоленска и главе администрации города. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия планируются в соответствии с нашими полномочиями и в объемах, прописанных в законе. Сейчас мы проводим проверку по вопросам исполнения за 2011 год программы подготовки к празднованию 1150-летия. В прошлом году мы проводили аналогичную проверку по итогам 2010-го. Могу сообщить, что и в следующем году в планах значится проведение проверки за 2012 год. Проверка началась с 27 февраля. Все запросы мы направляем на имя главы администрации города Николая Алашеева, поскольку проверяем конкретное юридическое лицо – администрацию Смоленска. Программа подготовки к юбилею объемная, серьезная, итогами ее исполнения интересуются и прокуратура, и правоохранительные органы. Кроме того, существует контрольно-ревизионная комиссия оргкомитета по подготовке и проведению празднования 1150-летия Смоленска, членом которой я являюсь. Мы должны и будем это проверять. К сожалению, разглашать предварительные результаты текущей проверки я не могу.
Есть ли у вас какие-то трудности в проведении проверок?
Да, трудности есть. Например, нам не всегда выдают документы в тех объемах, которые должны быть предоставлены в силу закона. Это аргументируется и мотивируется по-разному. В таких ситуациях закон нам предписывает определенный порядок действий: составление актов о непредоставлении материалов, а в случае воспрепятствования деятельности должностных лиц контрольного органа выносим предписание, которое обязательно для исполнения руководителями тех органов, которые мы проверяем. Об этом мы, безусловно, сообщаем в правоохранительные органы, прокуратуру.
Как долго вы готовы ждать документы?
Есть срок, установленный законами: и федеральным, и областным. В запросе оговаривается пятидневный срок с момента получения запроса (согласно 111 областному закону). Естественно, по закону информация о результатах проверок, о внесенных представлениях и предписаниях должна стать достоянием общественности – посредством публикации в средствах массовой информации.
На последней сессии вы озвучили информацию о муниципальных программах, которые не прошли финансовую экспертизу и не утверждены муниципальным актом. Николай Алашеев обещал устранить нарушения. Что изменилось?
На сессии было заявлено, что это технический вопрос. Но целевые программы должны пройти финансовую экспертизу, их необходимо утвердить еще за месяц до внесения проекта бюджета. Как можно вести речь о чисто технических недоработках, если сроки нарушены не на день и не на неделю, а на несколько месяцев? Представительный орган принимает решение о сумме финансирования программ, а КСП в рамках своих полномочий проводит экспертизу и делает заключение.
Одна из этих программ касалась лифтового хозяйства?
Программа до сих пор не поступила в КСП. Поскольку она не утверждена, в рамках этой программы не может происходить расходование средств (в бюджете запланирована сумма в 22 миллиона 930 тысяч рублей). Мы получили еще одну программу. Она разработана для казенного предприятия «Дормостстрой». Объем финансирования – 145 миллионов. 19 марта мы направили результаты экспертизы в администрацию Смоленска. Заключения КСП направляются главному распорядителю – с предложениями устранить нарушения, прежде чем утверждать программы. Но, как показывает практика, есть нарушения, количество и суть которых таковы, что если их устранить – сама программа теряет смысл.
Это и происходит с программой по дорогам?
Да. По сути дела, наше заключение – отрицательное.
Скажите, внесение изменений в бюджет ежемесячно – это норма?
Мое устойчивое убеждение, что это связано с недочетами в бюджетном планировании. Это ненормально. Например, предусмотрели некую сумму в бюджете на какую-то программу, не представляя, сколько конкретно денег нужно будет на реализацию, какие мероприятия в ее рамках будут проведены. У меня порой такое ощущение, что некоторые суммы взяты с потолка. Мы должны перейти к программно-целевому методу планирования бюджета, чтобы максимальный объем бюджетных средств (больше 50 процентов) распределять по целевым программам. Это может помочь комплексно решить некоторые проблемы. Но сначала надо разработать концепцию, чтобы понять, какой конечной цели мы хотим добиться. Нужно четко понимать, как программа будет работать, а потом уже расписывать ее по конкретным исполнителям. Тогда и закладывается в бюджет сумма, которая по существу меняться не должна, поскольку она обоснованная и аргументированная. А сейчас некоторые программы разрабатываются, по-моему, только для того чтобы они были. Это вопрос о стратегии: логично иметь план, но пока с этим проблемы.
Как вы узнаете о реакции администрации на представления КСП?
Администрация в месячный срок отвечает на представления. Отвечает по-разному. Где-то очень подробно, что меры приняты, а по каким-то пунктам пишет о недопущении нарушений в дальнейшем. Это их право. К сожалению, ответов о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц практически не бывает.
Чем, на ваш взгляд, депутаты могут помочь КСП?
Сложно бороться в одиночку, поэтому нам нужна поддержка такого серьезного органа как Городской совет. Поддержка главы города есть, мы ведем активную совместную работу. Надо всем депутатам понять, что мы делаем одно дело. Хочется, чтобы предложения, которые вносит КСП, народные избранники не просто слышали, но и принимали по ним решения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|