По мнению некоторых исследователей русского языка, поговорка «В долгах как в шелках» родилась в те времена, когда дворяне закладывали свои имения, а полученные деньги тратили на наряды из шелка и бархата, чтобы щеголять в них на балах и приемах. Один из выводов, сделанных Контрольно-счетной палатой Смоленска по результатам экспертизы отчета об исполнении бюджета города за полугодие, связан с долговыми обязательствами. В документе говорится, что в случае исполнения годовых бюджетных назначений по кредитам муниципальный долг Смоленска составит более 90 процентов прогнозируемых собственных доходов.
Конечно, в отличие от непрактичных предков руководители муниципалитета и не помышляют о драгоценных тканях и услугах модисток: деньги занимают на самое нужное для города. Но в условиях жесточайшего дефицита есть помимо кредитования только два выхода: экономить и зарабатывать. 2014-й продемонстрирует существенную разницу между юбилейными и неюбилейными годами. Уйдут в прошлое воспоминания о миллиардах, выделяемых из федерального бюджета, и останемся мы у разбитого корыта собственных доходов. В этом году в Смоленске запланировали самостоятельно собрать порядка 3,5 млрд руб. Вряд ли прогнозы величины собственных доходов в следующем году будут существенно отличаться от нынешних –особенно в условиях сокращения поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНДВ). Поступления от НДФЛ уменьшились на 39 166,054 тыс. руб., от ЕНДВ – на 13 662,253 тыс. руб.
Продолжается рост дебиторской задолженности по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Выявлена задолженность по арендным платежам за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью Смоленска. Сумма составила 5 806,960 тыс. руб. Долг СМУП «Заднепровский продовольственный рынок» составил 2 232,890 тыс. руб. Выявлена задолженность по арендным платежам за нежилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью. По итогам полугодия эта сумма составила 15 810,050 тыс. руб.
Любые числа говорят громче, если приводить сравнения. Не так давно на официальном сайте администрации области разместили позитивную информацию о том, что в связи с перераспределением средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» Смоленщина получит почти 77 млн руб. Есть повод порадоваться, что нашлись регионы, которые отказались от получения денег по этой программе, и миллионы «завернули» к нам в область. Но если вспомнить, что размер дебиторской задолженности по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в Смоленске составляет около 500 млн руб. (одна седьмая от годовой суммы собственных доходов города), то впечатления от количества федеральных миллионов, выделенных на всю область, несколько меркнут. Главным администратором данного вида доходов является департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. На протяжении трех последних лет депутаты Горсовета время от времени вспоминали об этих недополученных в казну города деньгах, писали запросы, предлагали администрации области совместно разобраться «как с этим дальше жить»... Но пока этот воз и ныне там.
Вместо экономии – расточительность. Вернее, экономим на оказании помощи спортивным клубам, на ремонте трамвайных путей там, где рельсы практически находятся в воде (об этой проблеме неоднократно говорил депутат Геннадий Погуляев), а тем временем бюджет недополучает десятки и сотни миллионов рублей. Остается только научиться зарабатывать. Соседи белорусы, например, уже сумели сделать свою республику не только житницей (и себе хватает – и нам везут), но и здравницей. В Беларуси массово отдыхают и получают медицинские услуги смоляне, москвичи, питерцы.
А что Смоленск? У нас есть заветная муниципальная программа «Повышение инвестиционной привлекательности города Смоленска» на 2012–2015 годы. Правда, в соответствии с постановлением администрации города от 12 мая прошлого года она в 2012-м не реализовывалась. Но в приложении к постановлению администрации Смоленска №1783-адм (от 10 октября 2013 года) дан перечень мероприятий этой муниципальной программы из десяти пунктов, для двух из которых предусмотрено финансирование.
Управление по инвестициям и сторонняя организация (какая именно – определят по итогам конкурса) разработают и изготовят презентационные материалы о Смоленске. На это потратят с 2013-го по 2015-й 315 тыс. руб. Еще 45 млн руб. в 2014-м и в 2015-м условно запланированы на муниципальную поддержку инвестиционных проектов в виде предоставления муниципальных гарантий. В конце документа есть сноска, что данная поддержка будет оказываться по мере обращения претендентов. В бюджете города Смоленска средства предусмотрены в рамках муниципального долга. Все остальные восемь мероприятий будут осуществлять без финансирования: разработку электронных презентаций, стратегии развития до 2025 года, концепции инвестиционной политики до 2020 года, подготовку инвестиционных площадок, продвижение инвестиционных предложений в СМИ и так далее. На основе этих данных трудно прогнозировать, какие положительные результаты будут достигнуты к 2025 году.
Пока что приходится констатировать факт, что в 2014 году вряд ли стоит ждать существенного увеличения городских доходов, глобального снижения задолженностей и массового прихода инвесторов. Сейчас главная задача администрации города – составить вменяемый бюджет, максимально эффективно распределив скудные средства собственных доходов. Хорошо бы и депутатам Горсовета активно подключиться к этой работе.
< Предыдущая | Следующая > |
---|