Ко дню Собора смоленских святых
В 2013 году Русская православная церковь в 30-й раз отметит соборный праздник, посвященный смоленским святым. Праздновать Собор смоленских святых предложил в 1983 году священнослужитель Феодосий (Процюк), который со 2 февраля 1972 года служил епископом, а с 7 сентября 1977 года по 26 декабря 1984 года – архиепископом Смоленским и Вяземским. В этом же году патриарх Пимен благословил празднование и определил совершать его в первое воскресенье перед 10 августа – праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). В этом году Собор смоленских святых отмечается 4 августа.
Перечень святых, включенных в состав Собора, впервые был утвержден в 1984 году, а в 1986-м день памяти Собора смоленских святых впервые включили в православный календарь РПЦ. В 90-х годах прошлого столетия этот список пересмотрели, и сегодня в него входят 27 святых, почитаемых православными верующими. Святых, вошедших в состав Собора, определяли в соответствии с принципом, согласно которому «в Соборе смоленских святых прославляются угодники божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего Отечества». При этом Смоленщиной считались все земли, входившие в ее состав во время жизни и подвигов каждого святого. 26 июля 2010 года Синод РПЦ пересмотрел этот принцип и постановил «в состав епархиального Собора святых включать подвижников, основным местом подвигов либо местом погребения которых является данная епархия». Смоленских святых это нововведение не коснулось, и Собор смоленских святых по-прежнему состоит из 27 персоналий.
Русская православная церковь почитает в качестве смоленских святых архимандрита, чудотворца Авраамия Смоленского; епископа Вологодского, Великопермского Антония; преподобных Аркадия Вяземского, Аркадия Дорогобужского, Герасима Болдинского, Ефрема Смоленского; смоленского князя Глеба (в крещении Давида) и князя Глеба Святославича; Давида, Михаила и Константина Ярославских; княгиню Новоторжскую Иулианию Вяземскую; князей Симеона Мстиславича и Феодора Ростиславича (Черного); великого князя Киевского и Смоленского Ростислава Мстиславича. К смоленским святым отнесены четыре епископа: чудотворец Игнатий Смоленский, Питирим Тамбовский, Михаил Смоленский, а также епископ, священномученник в Ближних (Антониевых) пещерах Меркурий Смоленский; три архимандрита: Ефрем Новоторжский, Макарий Алтайский и Симон Радонежский; архиепископ Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин), митрополит Симеон Смоленский, воин Меркурий Смоленский и чудотворец Прохор Печерский.
Наиболее известными смоленскими святыми являются сыновья киевского великого князя Владимира Святославича – Борис и Глеб (в крещении – Роман и Давид), убитые неподалеку от Смоленска своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.
Не менее известен еще один святой, существование которого, впрочем, не подтверждено историческими источниками: воин Меркурий Смоленский. Считается, что он происходил из Моравского княжеского рода и, воспитанный в православии, ушел на Русь служить в войске смоленского князя. В Смоленске Меркурий вел подвижническую жизнь: проводил ночи в молитвах, соблюдал пост и был девственником. Нет достоверных подтверждений и тем событиям, в результате которых он был канонизирован. Считается, что в 1239 году он в одиночку напал ночью на татарское войско, остановившееся в 25 верстах от Смоленска, у деревни Долгомостье. В предании говорится, что после того как Меркурию Смоленскому в этом бою отсекли голову, он продолжал сражаться, из-за чего татары «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, бежали от города, под котором погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов смоленских». После боя, взяв в одну руку голову, а в другую – поводья коня, обезглавленный Меркурий вернулся в Смоленск. Голова, которую он держал в руках, рассказала смолянам обо всем произошедшем. Святой умер только тогда, когда дошел до Молоховских ворот, где идущего без головы стала грубо бранить шедшая по воду девушка. Смоленский архиепископ хотел унести тело Меркурия, но не смог поднять его, и Меркурий Смоленский трое суток лежал без погребения – до тех пор, пока из соборной церкви не вышли Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом и не перенесли его в гробницу. Шлем, копье и сандалии воина положили у гроба, где они и хранились. В 1812 году французы украли копье святого, а в период оккупации немцы унесли из собора шлем Меркурия. Сандалии Меркурия хранятся в Успенском соборе Смоленска и являются одной из его святынь.
Еще одним святым, включенным в смоленский Собор, является равноапостольный Николай Японский – основатель православной церкви в Японии. Родившийся в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии, он окончил Бельское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, после чего в 1860 году стал настоятелем церкви при русском консульстве в Японии. Через десять лет он стал архимандритом, а спустя еще десятилетие – епископом. Николай занимался переводами православных текстов на японский язык, создал духовную семинарию и освятил первый в Японии православный собор. В 1906 году было основано киотское викарство, которое возглавил Николай (Касаткин). К 1912 году, когда он скончался в возрасте 75 лет и по личному разрешению императора Мэйдзи был похоронен в Токио, в Японии было уже девять храмов, 175 церквей, 276 приходов. Николай Японский вырастил одного епископа, 34 иереев, восемь диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек. Николай Японский известен не только как православный священник: он являлся одним из тех, кто стоял у истоков создания самбо. По благословению Николая Японского в Киотской православной духовной семинарии начали преподавать дзюдо. Один из выпускников этой семинарии – Василий Ощепков – получил личное благословение Николая в ведущую японскую школу боевых единоборств «Кодокан». Окончив эту школу, Ощепков стал в Японии первым русским и первым иностранным мастером дзюдо, а впоследствии разработал собственную боевую систему – самбо. Именно поэтому своим покровителем самбисты считают Николая Японского.
Примечательно, что наряду со смолянами в состав Собора смоленских святых включены и те персоналии, которые имеют лишь косвенное отношение к смоленской земле: бывали либо проездом, либо их связь со Смоленщиной не подтверждена историческими свидетельствами. При этом многие признанные РПЦ святые, имеющие непосредственную связь со смоленской землей, в перечень смоленских святых не внесены. Например, среди святых Смоленщины нет включенного в Собор российских святых благоверного смоленского князя Владимира Мономаха, по указанию которого был построен первый каменный Успенский собор на Соборном холме, а также перенесена в него икона Одигитрии. Многие исследователи считают, что историческая традиция празднования Дня смоленских святых пока окончательно не сложилась. Можно говорить о необходимости пересмотра на основании глубокой исторической разработки существующего перечня поместных святых.
< Предыдущая | Следующая > |
---|