Навигация: Центр Бизнеса и Страхования

Владимир Маковский. «Игра в бабки»

Об играх и игрищах наших предков

Наши предки, не имевшие тех развлечений, которые предоставляет нынешний век информационных технологий, проводили свой досуг не менее интересно, чем их сегодняшние потомки. Одним из способов занять свободное время являлись игры и игрища, в которых часто были задействованы и дети, и взрослые. Некоторые игры и игрища являлись элементами гуляний, проходивших на Масленицу, Ивана Купалу, Благовещение и другие праздники.

В Древней Руси игры являлись не только развлечениями, но и методом воспитания и образования, были отражением истории народа, его быта. Исконно русской игрой принято считать лапту, упоминание о которой часто встречается в летописях. При раскопках в Новгороде археологи нашли мячи и лапту (палку-биту). Родственные лапте игры есть у англичан (крикет), у американцев (бейсбол), у других народов. Во времена Петра Великого лапта являлась одной из любимых забав молодежи и считалась важной составляющей физического воспитания солдат Преображенского, Семеновского, Шевардинского полков. Лапту на Руси называли шибкой, биткой, игрой в шары. Как правило, ни одно большое празднество не обходилось без игры в лапту. На открытом поле собирались две команды. Ударом биты нужно было послать мяч, который подбрасывал игрок команды противника, как можно дальше. Затем необходимо было быстро пробежать до противоположной стороны игрового поля и обратно – так, чтобы противник не осалил пойманным мячом. Выигрывала команда, набравшая наибольшее количество очков, начисляемых за удачные «пробежки».
Другой не менее популярной в народе игрой были горелки. Играющие разбивались попарно (как правило, парень и девушка), становились в колонну, а водящий (горельщик) вставал впереди. Все громко начинали петь: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. И раз, и два, и три, последняя пара – беги!» (были возможны и другие рифмовки). После этих слов люди из пары, стоящей последней, размыкали руки и должны были обежать колонну с разных сторон. В это время водящий старался поймать кого-нибудь из этой пары. Если ему это удавалось, то горельщик вставал в пару с пойманным участником, а тот, кого не поймали, становился водящим.
Любили наши предки играть и в салки, также именуемые пятнашками или догоняшками. При помощи считалки выбирали водящего, а остальные участники игры разбегались по игровому полю. Водящий старался осалить кого-нибудь, чтобы тот занял его место. Вновь пришедший участник игры должен был произнести: «Я –салка». Он становился водящим, причем, по правилам, нельзя было сразу осаливать предыдущего водящего. Иногда существовало такое правило: нельзя было салить того, кто «в домике» – специально очерченном круге.
Городки (рюхи, чушки) также были популярной игрой, известной с древнейших времен: упоминание о ней есть в народных сказках и легендах. Изображение игры в городки встречается на старинных гравюрах. В городки играли, как правило, мужчины. На кон ставили разные фигуры, состоящие из пяти чурок (городков) цилиндрической формы, длиной около 20 см. Партия состояла из 15 фигур, которые было необходимо разбить брошенной битой. В городки играли и команда против команды (по пять человек в каждой), и один на один.
Любили играть наши предки и в бабки (лодыжки) – прообраз современной игры в кости. Бабками назывались обработанные суставы животных (обычно крупного рогатого скота, овец, свиней). Для игры выбирали ровное место, имевшее на расстоянии около четырех метров преграду, не позволявшую разлететься бабкам слишком далеко. В игру принимали от двух до десяти человек. На земле расставляли определенным образом лодыжки, их нужно было выбить битой – самой большой бабкой. Игроки поочередно старались выбить бабки; выигрывал тот, кто выбивал наибольшее количество.
Смоленский краевед Владимир Добровольский в четвертой части «Смоленского этнографического сборника» описывал детские игры, которые были распространены на Смоленщине. Ученый привел несколько вариантов считалок, которые предшествовали многим играм. Например, в селе Пречистое Духовщинского уезда бытовала такая считалка: «Заяц-месяц,/ Иде быу?/ У леси./ Што делау?/ Лыке драу/ Куды клау?/ Пад калоду./Выди вон из карагоду!». В некоторых деревнях Смоленской губернии была популярна игра «Волк». Ее участники садились в круг, после чего выбирался один водящий, который именовался нянькой, а также тот, кто исполнял роль волка. Водящий ходил по кругу и пел песню о том, что «пришел волк, украл у него овец». После этого появлялся «волк» и уводил с игровой площадки участников – одного за другим. «Нянька» пересчитывала оставшихся и начинала разговор с «волком», спрашивала, не видел, ли он ее «овец». «Волк» отвечал, что они убежали по дорожке, «па частыму па сасонничку». Те, кого увел «волк», изображали блеяние ягнят, и «нянька» спрашивала, не своих ли «овец» она слышит. «Волк» отговаривался, что это квас на печи варится. Так повторялось несколько раз, пока «нянька» не начинала звать «овец», которые возвращались на игровое поле.
Смоляне играли и в веревочку. Собравшиеся парни и девушки связывали длинную веревку, брались за нее так, чтобы образовать круг. В центр круга ставили водящего – «среднего». Когда начиналась игра, он старался поймать кого-нибудь из тех, кто держался за веревку. Пойманный занимал место водящего, и игра продолжалась.
Девушки играли в перстни. Для этой забавы они собирались возле бани, рассаживались на завалинке. Одна из девушек должна была отвернуться, после чего другая участница отдавала свой перстень одной из подруг, которая клала его на колени, в подол. Водящая девушка должна была отгадать, у кого перстень.
На Смоленщине была распространена игра в жмурки (в прятки). Зимой ее проводили в избе, а летом – во дворе. Собирались молодые люди и девушки. Одного из принимающих участие в игре накрывали жупаном (простой крестьянский кафтан) – так, чтобы ему ничего не было видно. Все остальные в это время прятались, и через несколько минут один из играющих кричал: «Год!». После этого водящий начинал искать. Парень или девушка, которых находили первыми, становились водящими. На Смоленщине были также распространены игры «Ворон», «Журавли», «Засечки», «Горлачики» и другие.
Одной из форм проведения досуга молодежи были игрища – сбор для праздничных игр и плясок. Основной целью участия в игрище являлся выбор будущего супруга или супруги: в это время можно было наиболее полно оценить умения и качества всех потенциальных женихов и невест. Игрища были своего рода сценической площадкой, на которой разыгрывали разные представления – от народных драм до представлений ряженых. Как правило, игрища начинались со второго дня после Рождества и продолжались до Нового года.
Владимир Добровольский также описывал в «Смоленском этнографическом сборнике» игрища, которые устраивала молодежь. Так, например, в Смоленском уезде было популярно игрище «Злыдни» (злыдня – демоническое существо, враждебное человеку, приносящее беду), которое представляло собой целое театральное действо. Наряжали злыдню: на дугу надевали мужские штаны, из двух ложек делали уши – получалась «кобыла», на которую садился «охотник» – один из участников игрища. Он въезжал в избу, приветствовал присутствующих и просил у них «дозволения выгнать злыдню из темного лесу». Мужчины спрашивали у него «подорожную», читали ее и разрешали выгнать злыдню. «Охотник» призывал на помощь «собак», роль которых исполняли дети, до того сидевшие под лавкой или на печи. Затем «охотник» сетовал на то, что «весь лес объездил, а злыдню так и не выгнал, да еще и лошадь заболела». Он вызывал кого-нибудь из мужиков – «лекаря», и тот «исцелял лошадь». Потом «охотник» приказывал «собакам» тащить из лесу злыдню: и дети начинали хватать присутствующих за руки и за ноги. Заканчивалось действо тем, что «охотника» благодарили за то, что он выгнал злыдню.
Не менее распространен был сценарий игрища под названием «Мельница»: посреди дома ставили скамейку, на нее ложился лицом вниз человек, его хорошо укрывали одеждой, а потом брали жгуты и секли – «йон и крутитца у роди мельницы». Затем брали миску снега и подносили замужним женщинам – со словами: «Пакушайте с нашей мельницы куляшу». Также проводили игрища, которые именовались «Журав», «Рыболов», «Гуси» и другие.
Наряду с играми и игрищами в народе бытовали и другие способы организации досуга – например, гуляния, хороводы, пирования, посиделки, братчины, ворожба, вечеринки.

При подготовке материала были использованы книга «Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX–XX вв.) И. Морозова, И. Слепцовой, Москва, 2004 г.; сборник «Забытые детские игры», издатель –Государственный исторический музей «Горки Ленинские», 2000 г.; «Смоленский этнографический сборник» В. Добровольского, часть IV, Москва, 1903 г.

Василий Суриков. «Взятие снежного городка» Федот Сычков. «Деревенская карусель»

 

Лента новостей


 

К началу