Банк России установит единые требования к работе центральных контрагентов (ЦК). Это специальные инфраструктурные институты на финансовом рынке, которые берут на себя кредитный риск контрагента и обеспечивают полное и своевременное завершение сделок между участниками рынка.
Раньше рынок выглядел архаично: все участники совершали сделки на двусторонней основе — кто как между собой договорится. ЦК же гарантирует исполнение обязательств по ним, выступая посредником. Фактически все сделки на бирже заключаются через ЦК. Сам институт появился в XVIII веке. Еще десять лет назад ЦК в мире было всего два десятка, сегодня — около ста. Они предоставляют гарантии успешного завершения операций (отсутствует риск, что контрагент не выполнит обязательства по итогам торгов) и являются средством предотвращения системного кризиса.
Законопроект, разработанный Банком России в отношении ЦК, создаст правовую основу для работы таких контрагентов, сообщил журналистам директор Департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. Сегодня в России существует три ЦК: ЗА АКБ «Национальный клиринговый центр» (НКЦ), ПАО «Клиринговый центр МФБ» и ЗАО «Клиринговый центр РТС». НКЦ — один из крупнейших центральных контрагентов на глобальном рынке, он входит в топ-10. Формально НКЦ является банком, но он не может выдавать кредиты, открывать вклады, выпускать еврооблигации и прочее. Остальные два ЦК — небанковские кредитные организации. Институт центральных контрагентов в России молод и динамично развивается, заметил Алексей Хавин, председатель правления Банка НКЦ.
При этом специфика деятельности ЦК требует иного контроля и регулирования, нежели банковского сектора, и новый законопроект призван создать эти правила.
«За рубежом такие ЦК работают как специализированный институт, а в России есть некий диссонанс. Мы единственная страна из G20, где пока такого законодательства нет, — напомнил Сергей Моисеев. — Чтобы развивать инфраструктурную индустрию и конкуренцию внутри нее, нужно создать равные возможности для всех ЦК».
Законопроект предоставляет центральным контрагентам несколько возможностей: выход в платежную систему Банка России, рефинансирование у кредитора последней инстанции, открытие корреспондентских счетов в ЦБ и других клиринговых банках, а также выход на денежный рынок.
«В мире идет большая реформа рынка внебиржевых деривативов, и в ближайшие несколько лет будет введен обязательный клиринг по деривативам. Мы не хотим, чтобы через несколько лет клиринг по российским инструментам оказался в Лондоне или где-либо еще, поэтому наша задача — обеспечить достойные институциональные условия, чтобы российский рынок остался здесь. То есть должна пройти унификация правил с международными стандартами», — подчеркнул директор Департамента финансовой безопасности ЦБ.
У ЦК будут совмещены два вида лицензий: клиринговая и на небанковскую кредитную организацию. Будут единые требования к капиталу (минимальный уровень — 300 миллионов рублей) и к риск-менеджменту. Это будет банковская лицензия ограниченного действия, то есть перечень разрешенных операций будет ограничен тем функционалом, который необходим для выполнения поставленных задач на финансовом рынке. ЦК должен работать непрерывно. Если кто-то заключил сделку, то он должен быть уверен, что ее доведут до конца. Если даже центральный контрагент окажется несостоятельным, то все требования клиентов будут погашены, а клиринг может быть перенесен на другую площадку.
«Печальные истории, когда вдруг оказывается, что деньги клиентов разворованы, в случае с ЦК будут принципиально невозможны, так как Банк России будет надзирать за ЦК круглосуточно и его нормативы будут ежедневными для выполнения, — заверил Сергей Моисеев. — Мы будем каждый день проверять, где и на каких условиях находятся средства клиентов. Будут повышенные требования к IT: к операционным системам, «горячим» и «резервным» офисам; требования к стресс-тестированию; требования по раскрытию информации».
Для ЦК пропишут переходный период. Крупнейший участник рынка — НКЦ — получит два года для реорганизации деятельности, остальные — до пяти лет. В целом у российских центральных контрагентов более обширная база данных для работы. Дело в том, что у иностранцев не было серьезного опыта прохождения через финансовый кризис. События на российском рынке в плане обесценения рубля, изменения цен на финансовые активы и изменения процентных ставок — это шоки, которые иностранцам неведомы. То есть за рубежом регуляторы не знают, как институт ЦК поведет себя в период кризиса.
«А отечественный ЦК с быстрым обесценением рубля успешно справился», — резюмировал Сергей Моисеев.
Иллюстрация к статье: