Просроченная задолженность правительств других государств (их юридических лиц) перед Российской Федерацией за 2017 год выросла на 3,5 млрд долларов (36%) и на начало 2018 года составила 13 млрд долларов, сообщила Счетная палата в материалах к проекту федерального бюджета на предстоящую трехлетку. Это связано с «неоплатой странами-дебиторами соответствующих платежей, установленных межправительственными соглашениями».
Аудиторы не раскрывают, какие страны просрочили долговые платежи в адрес России. Программа двусторонних государственных кредитов России традиционно засекречена. Часть займов выдается в рамках военно-технического сотрудничества (на покупку российского оружия). РБК направил запросы в Счетную палату и Минфин.
Общая задолженность иностранных государств перед российским правительством на 1 января 2018 года составила 38,3 млрд долларов (эквивалентно 2,2 трлн рублей) — рост на 2,7 млрд долларов по сравнению с 1 января 2017 года. Доля просроченной задолженности, таким образом, возросла до 33,9% (против 26,8%, 9,5 млрд долларов) годом ранее.
При этом Банк России оценивает задолженность нерезидентов перед «органами государственного управления» (органы государственной власти РФ и субъектов, внебюджетные фонды) на 4,5 млрд долларов выше — 42,8 млрд долларов на 1 января.
Исторически значительную долю внешних финансовых активов России составляли долги иностранных государств, унаследованные Россией после распада СССР. Москва их активно списывала, в том числе в рамках Парижского клуба кредиторов. Последний крупный раунд списания был в 2014 году, когда задолженность иностранных государств перед Россией сократилась в два раза, с 66 млрд долларов до 34 млрд долларов, за счет урегулирования долгов Кубы и Северной Кореи по кредитам бывшего СССР.
Иллюстрация к статье: