Импортные вина в России подорожают. Зарубежные поставщики предупредили отечественных партнеров о повышении закупочных цен на 20-25% в 2022 году. Причин тому несколько: выросли затраты на логистику и упаковочные материалы, а главное — плохой урожай из-за непогоды. Аграриев из Франции и Италии можно понять, они пытаются отбить издержки производства. Но эксперты не исключают, что угрозы подорожания могут оказаться банальной «маркетинговой аферой».Заграничные поставщики готовятся поднять закупочные цены на вино. Производители из Франции, Италии, Нового Света (Новой Зеландии, США, Аргентины) и других винодельческих регионов уже начали предлагать свою продукцию дороже на 20-25%. Это подтвердили представители отечественного ритейла. Импортные вина дорожают по ряду причин, некоторые из которых являются следствием пандемии: дорожает сырье, логистика, упаковка, труд наемных работников. Кроме того, случилось снижение урожая винограда из-за климатических проблем и недостатка дешевых трудовых ресурсов (мигрантов, которые во время пандемии покинули многие государства и вернулись на родину). Плюс — тотальное повышение акцизов и пошлин. Так зарубежные аграрии объясняют свою позицию.
С аргументами виноделов согласен руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его мнению, цены будут расти как у иностранных производителей, так и у российских. «У отечественных виноделов свои проблемы: в 2021 году из-за ливней в Краснодарском крае у многих хозяйств погибло до 80% урожая. В целом, ожидается, что цены к Новому году и сразу после праздника увеличатся в пределах 10-15% — что на отечественную, что на иностранную винную продукцию», — полагает он.
Напомним, крупнейшими импортерами вин в Россию являются Италия, Франция, Испания, Грузия, Португалия. Несмотря на все проблемы зарубежных производителей, с начала этого года ввоз иностранного вина в Россию вырос почти на четверть, до 19 млн дал. Импортеры увеличили поставки, пытаясь компенсировать прошлогоднее падение из-за локдауна.
Поставщики импортного вина начали распространять информацию о повышении закупочных цен еще в начале лета, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Это обыкновенная маркетинговая афера, — считает эксперт. — В 2021-м они уже продали на 25% больше вина и на 23% коньяка. Эта статистика не свидетельствует о том, что потребление выросло. Потребители закупились впрок именно после новостей о грядущем подорожании. Среди трейдеров давно ходит устойчивое выражение «покупай на слухах, продавай на фактах». В ситуации с импортным вином сработала эта торговая стратегия».По словам Дробиза, у зарубежных виноделов хранится много вина прошлых урожаев. То есть дополнительный годовой запас есть всегда и его можно продавать без изменения цены. Создание ажиотажа в медиапространстве — это попытка заработать на потребителях: повышенный спрос на алкоголь перед Новым годом — классическая история. «Поэтому объективных причин столь резкого подорожания в 2022-м нет», — подытожил собеседник «МК».
В свою очередь председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики (ЦРНАП) Павел Шапкин подчеркивает, что цена напитка очень сильно зависит от его качества. «Если наши импортеры не согласятся покупать у зарубежных поставщиков вино по предложенной цене (на 20-25% дороже), то виноделы легко пожертвуют качеством, лишь бы поставить свой товар на наш прилавок, — говорит он. — От позиции российского ритейла будет зависеть и конечная цена, и качество. Так как закупать по высокому прайсу импортеры не станут — денег у российского потребителя на дорогостоящий продукт нет, на наш рынок будет поступать продукция невысокого качества. В конечном счете розничная стоимость практически не изменится».
Между тем Артем Деев отметил, что наши потребители и раньше все больше покупали российские вина, продолжат делать это и сейчас, поскольку они более широко представлены в среднем ценовом диапазоне. «Только для граждан, которые при выборе руководствуются не ценой, а вкусом, определяющими факторами останутся страна-производитель, фирма-производитель, марка вина, букет и год изготовления», — подытожил аналитик.
Иллюстрация к статье: