По Франции прокатилась волна протестов, вызванная намерением властей повысить пенсионный возраст с 62 до 64 лет. Наши соотечественники также опасаются возможного подъема возраста выхода на заслуженный отдых: ведь определенные основания для этого есть. В прошлом году российский рынок труда заметно поредел. Не захотят ли и наши власти заполнить образовавшиеся трудовые ниши за счет «новых» пенсионеров? С этим вопросом «МК» обратился к экспертам.
Сергей Сухоставец, операционный директор платформы «Рокет Ворк»: «Безусловно, демографический кризис, старение рабочих рук — это проблемы, с которыми сталкиваются многие страны. Они же провоцируют снижение производительности труда, что замедляет экономический рост, и на фоне надвигающейся глобальной рецессии закономерно заставляет правительства производить переоценку расходов, в том числе на социальную сферу. Так что французская история вполне может повториться в ближайшем будущем и в других странах, в особенности в социально-ориентированных государственных моделях.
Россия же уже прошла этот путь, подняв пенсионный возраст в 2019-м и вряд ли пойдет на это еще раз. С одной стороны, создавать еще один повод для внутренней социальной напряженности сейчас явно не время, с другой — мер, предпринятых в 2019 году, должно быть вполне достаточно.
Проблему же дефицита рабочих рук и повышения производительности труда намного эффективнее можно решить за счет модернизации производств и подхода к кадрам — перехода на модель аренды кадров и аутстаффинг. Этот процесс мы наблюдаем уже сейчас, и на этом фоне закономерно растет число фрилансеров и самозанятых — к 2030 году их число в нашей стране может вполне достичь отметки в 12-14 млн, или примерно 17% от всего экономически активного населения. Для кого-то из них самозанятость будет основным источником дохода, для кого-то — вторичной занятостью и дополнительным источником дохода. Для бизнеса же аренда кадров и вывод компетенций за штат позволит оптимизировать расходы, что в кризис особенно важно.
Уверен, что и эта категория трудящихся в будущем начнет активнее инвестировать в собственное будущее и станет новыми плательщиками добровольных взносов в ПФР, что позволит сделать систему более устойчивой и не потребует дополнительных изменений возраста выхода на пенсию».
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»: «Повышение пенсионного возраста в России оказалось крайне непопулярной мерой. И, в общем, не такой уж эффективной — хотя, по данным Росстата, с 1 января 2019 года по 1 января 2022 года общее число пенсионеров в России сократилось почти на 1,8 млн человек, а пенсионеров по старости — на 2,07 млн чел. (в том числе вследствие ковида), соотношение работающих и пенсионеров изменилось незначительно: численность занятых на 1 пенсионера в 2018 году составляла 1,55, а в 2021 году (последние доступные данные) — 1,57.
Пенсионная «реформа» включала ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на уровень несколько выше официальной инфляции. Однако соотношение между среднемесячным размером страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров и среднемесячной номинальной зарплатой в экономике снизилось, по данным Счетной палаты (СП), с 35% в 2017 году до 31,4% на конец 2022 года.
Причем далее, по прогнозу СП, тенденция продолжится, и к 2026 году коэффициент опустится ниже 30%. С такими цифрами убедить население в целесообразности нового повышения пенсионного возраста было бы крайне сложно.
Спад деловой активности в российской экономике, частичная мобилизация и миграционный отток, конечно, ухудшают ситуацию с уплатой налогов и страховых взносов. Впрочем, многие из релокантов, пока сохраняя статус налогового резидента, продолжают работать в российских компаниях удаленно и платить налоги, так что основной ущерб здесь могут нанести законодательные инициативы с запретом или ограничениями удаленной работы из-за рубежа.
Иллюстрация к статье: