— Комплектующих для производства лифтов хватит на полгода, — рассказал АиФ.ru генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. — 70% деталей российские и только 30% импортные. Но есть важнейшие узлы, которые собираются из импортных комплектующих. Так, в работе станции управления лифтом очень многое зависит от микропроцессоров и микроконтроллеров, которые изготавливают на Тайване и в Китае.
Если поставки этих чипов запретят, то не понятно будет, как решать эту проблему. Дело в том, что хотя Китай — дружественная страна, в этом производстве используются американские технологии. Собственники технологий могут потребовать закрыть к ним доступ, и компании-производители ничего не смогут с этим сделать.
Программное обеспечение лифтов тоже импортное; мы давно требовали решить этот вопрос, чтобы лифты говорили на русском языке.
Последние лет 8 мы просили Минпромторг наладить производство микроэлектроники в России. Эта проблема ключевая не только для нас, но и для автомобилестроения, авиастроения, связи, даже ракеты у нас летают с микропроцессорами иностранного производства.
Еще один важный узел — лебедка. Это устройство, которое поднимает и опускает кабину лифта. Наши предприятия пока не пришли к такому же соотношению «цена-качество», на котором находятся зарубежные производители. Мы также не можем пока собирать лифты, которые ездят быстрее 4 м/сек и могут проходить свыше 30 остановок в разных направлениях.
Важная проблема, которая может остановить производство — подорожание металла, цена которого составляет не менее 20% себестоимости лифта.
Прорабатываем разные варианты. Лифты старше 25 лет нет смысла даже модернизировать, потому что они не будут соответствовать техническому регламенту Таможенного союза. Поэтому ищем разные пути приобретения комплектующих в странах Азии.
Импортные лифты занимают 25% нашего рынка. Крупнейшие западные производители остановили поставки в Россию. С официальными заявлениями о приеме новых заказов уже выступили Otis, KONE и TK Elevator, другие пока молчат. Неизвестно, что именно будет с совместными производствами, среди которых есть очень важные. Например, у Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов.
Иллюстрация к статье: