На минувшей неделе российское трубоукладочное судно «Фортуна» начала прокладку оставшегося 148-километрового морского участка многострадального газопровода «Северный поток-2» (СП-2). Представители «Газпрома» обещают, что завершат строительство к апрелю, введут магистральный трубопровод в эксплуатацию до конца 2021 года. Сорвать сроки грозит не столько даже ненастная погода на Балтике, которая периодически заставляет суда простаивать, сколько геополитическое давление, которое оказывает на этот проект новая американская администрация Джо Байдена. В настоящее время идут переговоры на высоком уровне между США и ФРГ: немецкая сторона убеждает своих партнеров по НАТО остановить санкционный прессинг на выгодный для Германии проект.
А в это время часть сенаторов США требует от Байдена любыми средствами остановить СП-2. По какому сценарию будут дальше развиваться события вокруг российского магистрального газопровода, мы спросили специалиста в области энергетики, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря ЮШКОВА.
— «Газпром» обещает завершить строительство СП-2 в апреле. Осилит ли «Фортуна» оставшийся отрезок маршрута в такие сроки?
— «Фортуна» постоянно барражирует возле места строительства. Баржа завершает укладку трубы в водах Дании, и периодически прекращает работы только из-за непогоды. Ей помогают суда снабжения «Балтийский исследователь» и «Катунь», а также другие корабли. Когда маршрут дойдет до глубоководного участка, «Фортуну» сменит трубоукладчик «Академик Черский», а баржа уйдет на вторую ветку. Не важно, введет ли «Газпром» трубопровод в апреле — главное ввести его в эксплуатацию к октябрю, то есть, к началу отопительного сезона в Европе. Важно, что строительство СП-2 продолжается.
— Какие цели в отношении СП-2 преследует сейчас Россия: сначала достроить газопровод, а затем решать юридические и политические проблемы по мере их поступления? Существует ли у «Газпрома» план, как противостоять американскому санкционному давлению после пуска трубы в эксплуатацию?
— Особых изменений в стратегии США, направленной против СП-2, не последует: большинство ограничительных мер либо уже действуют, либо давно разработаны. План у российской монополии примерно такой. Пока только «Фортуна» попала под американские санкции. «Академика Черского», скорее всего, также включат в «черный список», когда трубоукладчик подключится к работам. Однако суда снабжения пока избежали претензий Вашингтона. Начиная с декабря 2019 года происходила постоянная смена собственников вспомогательного флота СП-2 — корабли оформлялись на неизвестные структуры, испортить жизнь которым американцы не способны. Конечно, они также автоматически попадают под санкции, но после завершения строительства их можно элементарно обанкротить, а суда вернуть бывшим владельцам, тому же «Газпромфлоту». Пожертвовав неизвестными фондами, «Газпром» выведет эти суда из «черного списка». Конечно, в будущем в любом случае «запятнанные» санкциями корабли будут работать только в России, но они и до этого работали исключительно в нашей стране, поэтому потеря будет невелика. Избежать же будущих американских санкций в отношении эксплуатации СП-2 позволит только прямое вмешательство Евросоюза, странам которого не выгодна заморозка проекта. Пока «Газпром» будет решать проблемы по мере их поступления и сконцентрируется на завершении строительства.
— Но ведь недавно некоторые представители Бундестага выступили с предложением ввести мораторий на завершение строительства российской трубы?
— Это всего лишь очередной словесный реверанс в сторону новой американкой администрации. Официальный Берлин требует от Вашингтона убрать из санкционных требований к России все пункты, которые так или иначе касаются немецких компаний: фирм, обеспечивающих сертификацию, эксплуатацию и страхование газопровода. Надо сказать, США не в первый раз ставят Германию в двусмысленное положение в дипломатических отношениях с Россией. В американском санкционном пакете против нашей страны есть три закона, которые затрагивают иностранных участников проекта. Берлин, кровно заинтересованный в запуске СП-2 в эксплуатацию, в настоящий момент находится между двух огней: прессинг Вашингтона в отношении газопровода постоянно усиливается. Вместе с тем, взаимоотношения стран Старого Света с Россией конкретно по СП-2 подтверждены коммерческими соглашениями, которые легко оспорить в суде: истцы из ЕС могут не только потерять деньги, выплачивая контрибуцию Москве, но и потерять лицо на геополитическом фронте. ФРГ окажется перед выбором: либо в соответствие со своими законами выполнять договоренности с Россией, либо вопреки уставленным в своей стране правилам принимать условия американских санкций.
— В западной прессе утверждают, что якобы Джо Байден во время телефонного общения с канцлером ФРГ Ангелой Меркель согласился отказаться от претензий к газопроводу с одним условием: если Россия сократит транзит сырья через Украину, то на такой же объем должен упасть экспорт по новому маршруту. Это похоже на правду?
— Скорее всего, они затрагивали вопрос по СП-2 только мельком, не вдаваясь в конкретику. Меркель подтвердила, что продолжает выступать за завершение проекта, который преследует исключительно экономические цели и должен быть реализован в рамках еврейских законов. В переводе с дипломатического языка, это означает, что она попросила не вводить новых санкций. Байден, в свою очередь, дал понять, что не намерен отказываться от давления на проект. Что касается варианта со снижением экспорта по СП-2 в случае падения транзита через Украину — то это старый тезис, тиражируемый Вашингтоном, который неоднократно обвинял Москву в экономическом и политическом прессинге Киева за счет альтернативных маршрутов поставок в Европу и постепенного отказа от украинских трубопроводов. Однако такой сценарий абсурден: зачем России пустой газопровод, в который вложены миллиарды долларов? США сами хотят взять под контроль газотранспортную артерию Незалежной, чтобы затем остановить российский транзит и снизить экспорт «Газпрома» в ЕС.
— Удастся ли вывести СП-2 на полную мощность, и окупятся ли вложения в газопровод, учитывая все проблемы, с которыми уже пришлось столкнуться, и возможные неприятности, которые ожидают проект в будущем?
— Вашингтон пытается снизить инвестиционную привлекательность СП-2, но европейские компании уже вложили в него около 5 млрд евро, поэтому покидать проект они не станут. Но проблемы могут прийти как раз со стороны политических структур Старого Света. Последние 12 км трубы проходят в немецкой акватории и попадают под действие Газовой директивы ЕС, которая ограничивает поставки «голубого топлива» одним экспортером по одному и тому же маршруту. По европейским законам, российская монополия сможет поставлять по трубопроводу только 50% собственного топлива, а другую половину должна отдать конкурентам. Эта проблема уже решается. В Германии создан экологический фонд, который сможет присвоить СП-2 статус климатически важного для Европы проекта. Американским санкциям такой фонд не воспрепятствует, но от Газовой директивы ЕС сможет трубопровод уберечь. Также могут быть продуманы схемы продажи газа в 12- километровой зоне от немецкого берега — свободной от Газовой директивы.
Иллюстрация к статье: