Почти половина россиян (44%) испытывает потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в январе — феврале 2018 года Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и фондом Citi.
Представители финансовых организаций и их клиенты согласны, что развитием финансовой грамотности граждане должны заниматься самостоятельно (68% и 70% соответственно).
При этом, по мнению 78% менеджеров, в повышении уровня финграмотности также должно участвовать государство в лице образовательных учреждений, сами финансовые организации (60%) и СМИ (55%).
Россияне же возлагают основную ответственность за повышение финансовой грамотности на себя (70%), роль государственных образовательных учреждений (38%), финансовых организаций (30%) и СМИ (33%) в этом для них вторична.
Результаты исследования показали, что граждане не всегда хорошо понимают те или иные аспекты работы с финансовыми организациями и их продуктами, а эти организации, в свою очередь, переоценивают уровень финансовой грамотности своих клиентов. Так, лишь 52% россиян отмечают, что хорошо понимают параметры финансовых продуктов, хотя 81% представителей финансовых организаций считают, что параметры финансовых продуктов и услуг ясны для пользователей.
Схожая ситуация с консультациями, предоставляемыми сотрудниками финансовых организаций: они не всегда понятны более чем половине клиентов (67%), но в абсолютном большинстве финансовых организаций полагают, что консультации максимально понятны и доступны (100%).
Итоги опроса также выявили, что потребности россиян в знаниях в целом соответствуют образовательным мероприятиям финансовых организаций. Наиболее приоритетные темы, которые выделили россияне, — распознавание финансового мошенничества (39%), изучение прав потребителей (29%), оценка рисков на рынке финансовых услуг (29%).
Большинство представителей финансовых организаций (78%) считает, что участники финансового рынка должны принять совместную стратегию повышения финансовой грамотности пользователей продуктов и услуг. В случае повышения финансовой грамотности населения прибыль компаний и количество клиентов увеличится, а число конфликтных ситуаций с клиентами сократится, уверены менеджеры.
Иллюстрация к статье: