Наиболее распространенное в РФ мороженое в вафельном стаканчике подорожало за пять месяцев сразу на 20%, сообщили РИА Новости аналитики сервиса облачной фискализации «АТОЛ Онлайн». Производители связывают подорожание с ростом себестоимости в условиях сложной экономической ситуации, но цены повышать больше не планируют.»С января 2022 года средняя стоимость 100 граммов мороженого выросла на 27% и составила 61,9 рубля; в частности, вафельный стаканчик к маю подорожал на 20%», — следует из данных, предоставленных сервисом.
Между тем, по оценкам аналитиков сервиса, за аналогичный период прошлого года стоимость 100 граммов мороженого увеличилась на 9%, а вот цена стаканчика даже упала — на 1%. В свою очередь, в отрасли говорят, что удорожание было неизбежным в условиях сильного роста себестоимости: по оценке замгендиректора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной, в среднем по итогам первых пяти месяцев текущего года его можно оценить в 25-30% по сравнению с тем, что было год назад.
Сахар и все остальное
Причин, по словам Уткиной, несколько. Так, заметный вклад внесло повышение стоимости сахара: если еще в середине февраля мы покупали по цене 47 рублей за килограмм, то уже в марте он стоил под 90 рублей, говорит Уткина, напоминая, что доля сахара в себестоимости мороженого, за исключением натурального молока, самая большая среди сухих ингредиентов – не менее 140 килограмм на тонну (14%).
«Кроме того, начиная с марта для производителей усложнились экономические условия – сначала мы увидели рост валютного курса, затем изменение логистических путей, что вкупе привело тоже к значительному увеличению стоимости ингредиентов для мороженого. Но когда курс упал, то цены на них сильно уже не упали», — заметила она.
Повлияло увеличение стоимости стабилизаторов и эмульгаторов, которые российские производители мороженого в основном закупают в Дании, немного – в Италии, вдвое подорожал гофрокартон для коробок, увеличилась стоимость гибкой упаковки, расходы на запчасти. В результате повышение цен было проведено традиционно в апреле. Но если каждый год оно обычно составляет 5-7%, то в этом году больше — 10-15%. «Очень надеемся, что поводов для роста цен больше не будет», — добавила Уткина.
В «АТОЛ Онлайн» напомнили, что с 1 июня 2021 года была введена обязательная маркировка мороженого, которая также могла отразиться на стоимости. Например, прошлым летом цена стаканчика выросла на 3,7%, а средняя стоимость 100 граммов мороженого всех видов — на 5,5%.