Минпромторг вернулся к подзабытой, но бессмертной идее продуктовых карточек для наиболее нуждающихся россиян. Правда, ведомство предлагает несколько иной формат адресной помощи: ежемесячно перечислять людям средства, которые можно потратить на еду. Речь, в частности, идет о беременных и кормящих женщинах, детях всех возрастов, а также об обитателях социальных учреждений, например больниц и интернатов. По словам опрошенных «МК» экспертов, мера сама по себе благая, весь вопрос — в наличии у государства политической воли и денег в бюджете на ее реализацию.
Идея детально расписана в докладе на 39 листах, который замглавы Минпромторга Виктор Евтюхов направил в правительство. Известно также, что этот вопрос пока не стоит на оперативной повестке. Собственно, Минпромторг действует в рамках «дорожной карты» по осуществлению Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной в июне 2020 года. Документ предписывает ведомствам, включая Минсельхоз, Минэкономразвития, Роспотребнадзор, Минздрав и Минтруд, подготовить свои предложения и в едином докладе представить их на рассмотрение кабинета министров.
Власти не в первый раз пытаются запустить механизм адресной помощи гражданам, чей доход не дотягивает до прожиточного минимума. В 2014 году Минпромторг предложил ввести отдельные банковские карты для нуждающихся, на которые бы государство ежемесячно переводило некую фиксированную сумму на покупку в торговых сетях базовых скоропортящихся продуктов отечественного производства — мяса, молока, овощей, фруктов. Спустя год ведомство подсчитало, что, поскольку в такой помощи нуждаются около 16 млн человек, это потребует 240 млрд рублей из федерального бюджета. В 2018-м Минфин пояснил, что такого рода траты в госказне не предусмотрены, а в 2019-м инициатива была благополучно заблокирована в правительстве.
По оценке аналитиков, нынешнее предложение Минпромторга могло бы стать хорошей альтернативой регулированию цен на такие продукты, как растительное масло и сахар, которые в ноябре прошлого года резко подорожали. Как полагает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец, чтобы снять ценовой продовольственный шок, надо поддержать наиболее бедные слои населения, повысив их покупательную способность и используя различные формы адресной помощи. Это могут быть и ежемесячные денежные переводы на карту, и, скажем, спецотделы в магазинах, где человек купит продовольствие по сниженной цене при предъявлении пенсионного удостоверения или свидетельства о многодетности.
Федеральный бюджет вполне потянет расходы на такую адресную помощь, полагает Зубец. Речь идет о десятках миллиардах рублей в год, что не так уж и много. И надо понимать: государство будет спонсировать не всю линейку продовольственных товаров, а только их часть, причем не самой дорогой категории: сахар, растительное масло, гречку, хлеб… В любом случае проблему бедности, совершенно нестерпимую и оскорбительную для россиян в XXI веке, надо как-то решать.
Механизм, предлагаемый Минпромторгом, функционирует во многих западных странах. А у нас есть опыт Москвы, где введена доплата пенсионерам в размере 2 тысяч рублей на продукты. Сумма зачисляется на специальный электронный сертификат, напоминает член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. В масштабах страны ничего подобного нет, и встает вопрос, из каких бюджетов это будет финансироваться. Если из региональных (что весьма вероятно), то мера обречена на провал, поскольку в провинции с деньгами откровенно туго.
У нынешнего предложения Минпромторга чуть больше шансов на реализацию, чем у давней идеи введения продовольственных карт для малоимущих семей, считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Вероятно, в случае с картами власти опасались, что помощь будет уходить не по адресу: известен опыт Великобритании, где от продуктовых карт отказались, поскольку они попадали в руки вполне обеспеченным людям. Что касается денежных переводов, то их намного легче администрировать и распределять. Сведения о размерах ежемесячного дохода, о лицах, уже получающих пособия от государства, имеются в соответствующих ведомствах на федеральном уровне (например, ПФР) и в регионах (учреждения социальной сферы).
Иллюстрация к статье: