Новые автомобили вслед за навигационными системами безопасности оснастят и алкозамками. Таковы новые тренды повышения безопасности в развитых странах. Оснащение новых автомобилей новыми устройствами потребует около 180 миллиардов рублей ежегодно. Остается открытым вопрос – кто заплатит за алкозамки и насколько это своевременно? В автосервисах уже появились предложения об отключении алкозамка в случае его установки.
Если ГЛОНАСС внедрили достаточно быстро, то с алкозамками ситуация сложнее – их установка примерно в 20 раз дороже, по подсчетам отраслевых экспертов. Алкозамки больше ориентированы на массовый сегмент – на легковые автомобили. В России ежегодно продается около 1,5-2 миллионов автомобилей. А стоимость предлагаемого более-менее качественного устройства, блокирующего работу двигателя автомобиля при парах спирта в салоне, около 100 тысяч рублей при средней цене массового легкового автомобиля в 700 тысяч рублей. То есть цена авто повысится почти на 12 процентов!
«В естественных условиях эксплуатации обеспечить надежное функционирование электрохимического датчика паров этилового спирта очень сложно. Такая техническая конструкция будет кратно дороже, чем обычный портативный алкотестер, – отмечает руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. – Следовательно, если обязать на все новые машины ставить такие девайсы, то это обойдется покупателям новых авто в 150 миллиардов рублей в год и больше. При том, что весь рынок новых авто около 2 триллионов рублей. Это просто приведет к падению спроса».
В Евросоюзе алкозамки готовы устанавливать на конвейрах автозаводов в 2022 году. Но уровень доходов в ЕС намного выше, как и стоимость автомобилей. Поэтому на цене европейского автомобиля установка алкозамка не так заметна, как в России. Например, в Германии средняя цена автомобиля – около 22 тысячи евро, а в России – около 10 тысячи.
«То есть тут вопрос исключительно экономический. Рынок не потянет откусывание от него 10% в пользу производителей этих устройств. Есть решения, которые можно, конечно, внедрять, но кто за них заплатит?»
Возможно государство через субсидии поможет внедрить алкозамки, чтобы это не сказалось на стоимости автомобиля. Но пока это не вовремя, автомобилисты еще не готовы, как и автомобильный рынок, который переживает кризис. По данным МВД, количество аварий с водителями, у которых были признаки опьянения, снизилось в 2019 году до 19,3 тысячи с 20,1 тысячи в 2019-м. Шкуматов указывает на неэффективность алкозамков – большие траты ради непонятной цели:
«Но самый главный вывод из перечисленного простой: если по дорогам ездит пьяными 1% автомобилистов, то их надо ловить и наказывать. Почему 99% добропорядочных автомобилистов должны оплачивать чудо приборы, которые потом еще и каждые полгода надо будет поверять, почему трезвые люди должны за свой счет ежедневно доказывать, что они трезвые?»
Концепция внедрения алкозамков будет разработана до 1 октября, а до конца года будет проработан вопрос о стимулировании внедрения таких замков в серийные модели.
Ведущая научная организация РФ в области развития автомобилестроения ФГУП «НАМИ» должна проверить влияние устройств на безопасность автомобилей, чтобы исключить, например, ситуации, когда замок блокирует двигатель на ходу.
Иллюстрация к статье: