Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Под пятой опасного соседа

«Центр Бизнеса и Страхования», №36 (98)

Под пятой опасного соседа

Под пятой опасного соседа

Литовский период в жизни Смоленска

В старину Смоленск играл важную роль в государственной жизни Руси. Город почти не испытал тяжести монгольского нашествия, хотя некоторая зависимость смоленских князей от ханов существовала в конце XII века. В начале XV века самым опасным соседом становится Литва. События того времени описаны в «Памятной книге» С. Писарева – историческом очерке, указателе и путеводителе 1898 года. Великий князь литовский Витовт, воспользовавшись отсутствием смоленского князя Юрия, в 1404 году подступил с войском к Смоленску, окружил его и прекратил подвоз продовольствия. Отчаявшиеся жители, страдая от голода, сдали город. С тех пор Смоленск 110 лет находился под властью Литвы.

Пока был жив Скиргайло – сын великого князя литовского Ольгерда, на смоленском престоле сидел князь Юрий. Но к 1393 году в Литве упрочил свою власть Витовт Кейстутьевич. Он пожелал, чтобы в Смоленске «сидел посаженный уже от него князь» – Глеб Святославич. А Юрию отдавал город Жославль (Заславль). Тогда Юрий рассорился с Витовтом и уехал жить к тестю – рязанскому князю Олегу.
Между тем Глеб Свято-славич, явившись в Смоленск, имел при разделе владений «большое неудовольствие» от князей и граждан, приверженных Юрию. Витовт, услышав об этом, решил воспользоваться смутами, чтобы овладеть Смоленском. Под предлогом, что идет на татар, Витовт с войском появился в окрестностях Смоленска. Князь Глеб вышел к нему навстречу.
Литовский князь почтительно принял Глеба Святославича, одарил его и отпустил, чтобы тот с прочими князьями явился к нему, Витовт обещал решить их споры.
Ничего не подозревая, поехали эти князья со своими боярами в литовский лагерь. Только они собрались к нему, как немедленно были арестованы, а неприятельские войска бросились к городу, начали жечь посад (где жил князь) и брать в плен его людей. 12 сентяб-ря 1395 года Витовт без боя завладел Смоленском. Пробыв здесь несколько дней и назначив князя литовского Ямонта наместником, а в помощь ему – Василия Ворейковича, Витовт ушел обратно в Литву.
В 1399 году Витовт бился с татарским ханом и проиграл, в битве погибли Ямонт и Глеб Святославич. Пользуясь затруднительным положением Витовта, смоленское вече подняло восстание против литовского владычества. Вызвали из Рязани Юрия Святославича и посадили опять на смоленский престол.
Таким образом, удалось восстановить самостоятельность Смоленска, но ненадолго. Витовт использовал все средства, чтобы вновь завладеть городом: «являлся сюда с большим войском и пушками, сдружился с партией недовольных Юрием за его суровость и жестокие меры». Воспользовавшись тем, что Юрий уехал в Мос-кву, он быстро явился с войсками к Смоленску, окружил город и прекратил подвоз продовольствия. В 1404 году от голода, изнеможения и «от всякой истомы» граждане сдали Смоленск. Город окончательно превратился в провинцию Литовского государства. И наступил так называемый Литовский период – с 1404 по 1514 год. Взяв город, Витовт прежде всего постарался освободиться «от враждебных себе элементов», преимущественно – князей смоленских и бояр: «тыхъ разведе и расточи, а иныхъ на мучение преда». Затем посадил там наместников ляхов и дал городу Магдебургское право. Наказал наместникам обходиться с жителями милостиво и «льготу многу чинити смоленским людям, отводя их от князя Юрия».
Княжескую местность переименовали в «форштадт» или просто «място» (место), которое продолжало быть правительственным цент-ром: там жил наместник, с ним его бояре (литовские чиновники) и ратные люди под предводительством маршала. Там же главным образом велась торговля.
Правда, уже не приезжали на Смядынь немцы: их не любили литовские князья. «Зато свободно и во множестве едут купцы Литовского государства из Мстиславля, Кричева, Полоцка, Дорогобужа и других городов, сел и мест литовских». Также приезжали торговцы и «из чужих мест»: упоминаются «гости» – тверские, московские, вяземские купцы. Литовские купцы, приезжающие с запада, из низовьев Днепра, останавливались в западной части города, на Смядынской пристани. C развитием торговли они заняли бухту вниз по течению Днепра – еще далее от Смядыни, там, где речка Кловка впадает в Днепр. Здесь же появился новый монастырь – Троицкий. При нем был устроен литовский Гостиный двор – торговые склады. Монастырь был каменный, сложенный уже не из кирпичных плиток (плинфы), а из больших кирпичей, по форме похожих на современные.
Древний город, по уверению «Хроники» Бельского, был многолюден. Мещане торговали, а «черные» люди занимались разными ремеслами (много тогда было в Смоленске кузнецов, кожемяк, мясников и котельников).
В литовскую эпоху был построен еще один монастырь – Духовский, который окружили каменной стеной. Материал и способ кладки этого здания – такие же, как и в Троицком монастыре. Похожим образом возводили замки в резиденциях литовских князей. Эти два монастыря служили крайними пунктами, далее которых никогда не распространялась городская застройка.
За ними начинались селения «черных» людей, загородные дворы «господарские и епископа и мызы служилых людей». Смоляне жили относительно спокойно под литовским владычеством. Но после смерти Сигизмунда, великого князя литовского, перед избранием на престол Казимира, смоляне «вздумали было возмутиться за поборы и несправедливости», бывшие при Сигизмунде – «князе сребролюбивом и немилостивом». В 1440 году на Святой неделе смоляне пошли против наместника (Андрея Саковича), «зазвонили в ратный колокол и вооружаясь стали сбираться под сень своей святыни, к церкви Бориса и Глеба».
Сакович, увидев вооруженную толпу, собрал бояр и начал совещаться, что делать. Бояре сказали: «Вели, панъ, дворянамъ своимъ въ сброи убираться, а мы съ тобою!.. Ужели лучше для тебя даться въ руки черни?» Произошла битва «у святого Бориса и Глеба» (так называлась в литовскую эпоху территория Борисоглебского монастыря). Побили много людей, а сам Сакович из боязни убежал ночью из города. Чернь утопила в Днепре маршала Петрика и избрала себе воеводой князя Андрея Дмитриевича Дорогобужского, но когда он отказался от звания воеводы, то предложили князю Юрию Симеоновичу быть уже государем на смоленском княжении. Юрий занял Смоленск и присоединил к своим владениям в Витебске и Полоцке. Однако потом убежал из Смоленска в Москву. Литовцы усмирили смолян, «выжгли место, церкви и монастыри», но после того «стали с осторожностью и справедливо управлять Смоленском».
Когда московские князья окончательно освободились от татар, то «развязали себе руки для более свободного собирания Руси». Иван III завез в Москву пушки и предъявлял уже свои права на древнерусские владения, незаконно отторгнутые иноземцами. В том числе и на Смоленск.
Литовцы спохватились, стали укреплять Смоленск. Самым лучшим укрепленным пунктом мог служить древний Земляной город. Они переустроили его в замок, перевели туда «двор господаров» и наместника с литовским войском.
При Государевом дворе были устроены амбары и погреба для склада запасов.
Литовцы также оградили город по берегу Днепра. Укрепления оказались достаточно серьезными для тех времен: в башнях поставили пушки, привлекли пушкарей, «навели много войска». Но так и не смогли устоять против «упорного домогательства со стороны московских князей».
Во власти Литвы Смоленск находился 110 лет. Но потом сын великого князя Ивана III, князь Василий III, «после трех походов и трех приступов к замку» взял его 1 августа 1514 года. О втором его походе некоторые источники пишут так. В сентябре под Смоленск прибыл сам Василий III и «по граду ис пушек и ис пищалей повеле бити по-многи дни... и многие места у града... разбиша, и града Смоленска людем великие скорби нанесе». Но смоляне отбивались и стойко переносили все тяготы осады.
«Град же имеа твердость стремнинами гор и холмов высоких затворенно и стенами велми укреплен». В феврале 1514 года в Москве было принято решение о новом, третьем походе на Смоленск. Против Великого княжества Литовского и Польского королевства была создана новая коалиция из семи государств: Московского, Священной Римской империи, Дании, Бранденбурга, Тевтонского ордена, Саксонии и Валахии. Тогда же договорились и о разделе будущих захваченных территорий: Василий III получает белорусские и украинские земли, а Максимилиан – польские.
80-тысячное войско подошло к Смоленску в июле 1514 года и начало обстреливать город из 300 пушек. «От пушечного и пищального стуку и людцкаго кричаниа и вопля... земля колебатися и друг друга не видети, и весь град в пламени и курении дыма мняшеся взыматися ему». А 31 июля, желая сохранить город и жизни его защитников, смоляне приняли решение капитулировать на льготных условиях. Вскоре пали также Мстиславль, Кричев и Дубровно.
Война за Смоленск продолжалась еще восемь лет, но вернуть город Литовскому княжеству так и не удалось. В 1522 году в Москве был подписан договор о пятилетнем перемирии, по которому Василий III сохранил за собой смоленские земли.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу